Реформы: единый или делимый?

17.04.2014

Поделят ли город на районы-муниципалитеты, сколько у нас будет депутатов, появится ли сити-менеджер – станет ясно уже в скором времени.

О чем говорили и к чему пришли на прошедших в Москве парламентских слушаниях о совершенствовании системы организации местного самоуправления в Российской Федерации, рассказали участники события общефедерального масштаба – мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ и заместитель председателя городской Думы Владислав БУКЕТОВ.

Это называется скромно-чиновничье «совершенствование системы», но давайте честно – реформа, причем серьезная. Логика преобразований, напомним, проста – максимально приблизить власть к людям. О законопроекте мы писали в предыдущем номере газеты, вкратце напомним применительно к Великому Новгороду. Город делится на районы, это и есть муниципалитеты со своим аппаратом и кругом полномочий. На местах избираются депутаты, которые из своих рядов выбирают главу образования и делегируют представителей уже в общегородской парламент. Тот в свою очередь выбирает главу города (он же председатель Думы), далее на конкурсной основе определяется сити-менеджер.

 

Реформы: единый или делимый? 1

«Добиться эффективной работы муниципалитетов можно через расширение и совершенствование полномочий органов представительной власти, то есть городской Думы и ее депутатов. Управление, осуществляемое мэром, должно быть интегрировано в общую структуру городской власти», – считает Владислав Букетов.

 

Как это будет у нас, пока сказать однозначно нельзя. Например, уже готова масса поправок, в том числе о сохранении прямых выборов главы муниципалитета. Это подтвердил и Владислав Букетов, заметивший, что реформа Новгород особо не затронет – все, в принципе, может остаться, как есть сейчас. По мнению Владислава Олеговича, тема больших реформ актуальна для больших городов (там уже районы есть, население большое, а количество депутатов на «душу» горожан несоизмеримо маленькое), а также  для сельской местности.
Для сельчан все будет элементарно и понятно: выборы поселковых депутатов, которые потом делегируют представителей на уровень района. Голову «кого и куда выбираем» ломать не надо, опять же выбранные люди – вот они, рядом. Но правильно ли это для хоть и «среднеевропейского», но все же такого небольшого города, как наш? Выяснится скоро. Первое чтение законопроекта прошло сразу после слушаний, второе (с поправками) состоится в конце мая. А там не за горами и чтение третье, окончательное. Если закон «вилок» предусматривать не будет, для всей страны оставят исключительно продекларированную двухуровневую систему самоуправления, то – под козырек. Как отметил Юрий Бобрышев, закон будет неукоснительно исполнен.

 

Реформы: единый или делимый? 3В состав рабочей группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между органами исполнительной власти и местного самоуправления вошли представители Администрации Президента РФ, Правительства России, Государственной Думы, Совета Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, ученые и др. Органы местного самоуправления наряду с мэром Великого Новгорода представляют еще два мэра – Хабаровска и Ростова-на-Дону.

 

Заметим, что полномочия по делению на районы, определению числа депутатов, выборам и т.д. отдадут на уровень региона, закреплять порядок будет областная Дума. Делается это не только из соображений демократии – финансировать организационные изменения Минфин не собирается, все за свой счет. Рассчитывайте сами – сколько районов и депутатов потянете. Кстати, тот же Минфин выступил и против института сити-менеджеров. И в этом ведомство, по словам мэра, поддержало абсолютное большинство участников слушаний – к подобным «временщикам» на местах относятся критически. Но, опять же, как в законе пропишут.
Между первым и вторым чтением пройдет рассмотрение полномочий муниципалитетов. Этим займется рабочая группа, в состав которой входит Юрий Бобрышев. С одной стороны, делать районы-муниципалитеты «пустышками» нельзя. С другой (и в этом совершенно солидарны Юрий Бобрышев и Владислав Букетов) – есть то, что «раздергивать» недопустимо. Например, единую работу коммунальных служб. По мнению мэра, на уровне всего города должны остаться следующие полномочия: благоустройство (сейчас вопросы не решить даже на уровне области), тарифообразование, здравоохранение и образование, контроль за транспортом, реализацией алкоголя и т.д. Финансовое подкрепление (понятно, полномочия без «денежного» содержания – пустая декларация): не менее 30% от НДФЛ (сейчас у города 15%), все налоги от малого и среднего бизнеса, часть налога на прибыль от вновь вводящихся предприятий. «Если полномочия будут четко профинансированы и распределены, тогда игра стоит свеч», – подчеркнул Бобрышев.
Когда реформа будет реализовываться? Однозначно сказать нельзя. С одной стороны, до истечения сроков полномочий ныне действующих депутатов и мэров (а у нас, напомним, это через 4 года) ничего менять нельзя, иначе – нарушение Конституции. С другой… самороспуск городской Думы мы семь лет назад уже проходили. Короче, посмотрим.

Михаил БОГОЛЮБОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)




Комментарии

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
17.04.2014

Похоже, с энтузиазмом «изобретается велосипед» советского образца. Бывший предисполкома — он же СИТИменеджер.
А собака, как всегда, зарыта рядом с деньгами.

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.