Годы 1857 – 1863. Возвращение Рюрика

14.05.2009

Водном из номеров университетского альманаха «Чело» рассказывалось о возникновении идеи празднования 1000-летия России. Оказывается, выходец из Новгородской губернии, военный инженер Виктор Кренке в феврале 1857 года завёл беседу о предстоящем юбилее призвания Рюрика с Константином Кауфманом, который служил начальником штаба великого князя Николая Николаевича.

Кренке заметил, что «хорошо бы соорудить монумент Рюрику и самое приличное место для этого есть Новгород как колыбель русского государства». Великий князь Николай Николаевич, которого за тесную связь с нашим городом называли «новгородским князем», узнав от Кауфмана о предстоящем 1000-летии призвания Рюрика, немедля доложил императору Александру II, и… завертелось. Весь рубеж 1850-60-х годов отмечен в истории Новгорода как подготовка и пышное празднование исторической годовщины Русской государственности.

Но параллельно с официальным чествованием «родины России» в стране нарастали голоса интеллигенции, настойчиво обращавшей внимание на бедственное положение новгородских древностей. Символом обветшания забытой государством старины стало обрушение почти 70-метрового участка кремлёвской стены весной 1862 года, всего за три месяца до открытия памятника «Тысячелетие России».

«НОВГОРОД СДЕЛАЛСЯ КАК БЫ СТОЛИЦЕЮ»

Годы 1857 – 1863. Возвращение РюрикаБуквально вцепившись в повод для празднования 1000-летия Российской государственности, император Александр II существенно подработал идею юбилейных торжеств. В условиях системного кризиса страны после поражения в Крымской войне 1854-55 гг. и сложного прохождения грандиозных реформ (напомню, что в 1861 г. было отменено крепостное право) Александру как воздуха не хватало государственных идей, способных мобилизовать общество или хотя бы его социальную верхушку.
И вот, на фоне легендарного сюжета о призвании новгородцами на княжение трёх братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора, в документах по подготовке торжеств стали появляться фразы о том, что  предполагаемый к возведению монумент «должен отражать шесть главных эпох в истории России: основание государства, введение христианства, начало освобождения от татарского ига, основание самодержавного царства русского, восстановление самодержавного царства избранием Михаила Романова и основание Российской империи».
Так возвращение Рюрика на новгородскую землю стало основой для формулировки национальной идеи России в эпоху реформ. Православие, самодержавие и народность – именно эти ценности были подняты на русский щит во второй половине XIX века. Вспоминая «контрактные» отношения Рюрика с новгородцами и его быстрый уход с новгородской сцены, где ценились свобода и независимость, можно с горечью констатировать, что за тысячу лет «новгородская идея» кардинально трансформировалась от общественного договора в сторону авторитарной державности и выспренней духовности.
Но вернёмся в 1860-е годы. За несколько лет Новгород был капитально отремонтирован, а в центре Кремля по гениальному проекту Михаила Микешина возник монумент, ради которого пришлось перенести на Софийскую площадь памятник 1812 году. Услужливый генерал Евреинов, отвечавший за строительство памятника «Тысячелетие России», даже предлагал разобрать кремлёвские стены с набережной и городской сторон, чтобы открыть обзор нового монумента.
Торжественное открытие памятника произошло 8 (21) сентября 1862 года. На время проведения торжеств в Новгород прибыла вся элита царской России. Как записал в дневниках один из очевидцев: «Явились временные театры и другого рода увеселения, так что Новгород сделался как бы небольшой столицей, тем более что в это время в нём находился царь и повсюду разъезжали щегольские придворные экипажи. Таковое празднество продолжалось несколько дней».
Вот только автора идеи В.Д. Кренке на празднике не было. Как сообщил ему спустя два года К.П. Кауфман, «мы не были приглашены, потому что я боялся и напомнить о том, что мы были первыми виновниками этого праздника, так как тогда ходили слухи, что к новгородскому празднику готовится какое-то злоумышленное предприятие. Государь очень неохотно ехал на праздник и громко говорил о том».

«ЗОЛОТЫЕ ТРУДЫ» АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ

Годы 1857 – 1863. Возвращение РюрикаМногие светские и церковные деятели старались внести свою лепту в подготовку знаменательного юбилея в истории Новгорода и всей страны. Но, пожалуй, всех превзошёл архимандрит Антониева монастыря Макарий (Миролюбов), выпустивший в 1860 г. двухтомный труд «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях». Содержание этих книг до сих пор ценится историками и археологами на вес золота.
Николай Кириллович Миролюбов родился 24 марта 1817 г. в семье сельского священника Рязанской губернии. После окончания с отличием духовного училища и Рязанской семинарии он был отправлен в 1838 году за казённый счет в Московскую духовную академию.
Уже в 1842 г. он получил учёную степень магистра и вслед за этим был назначен на учительскую должность в Нижегородскую семинарию. В 1846 г. в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода он принял монашеский сан и получил новое имя в честь преп. Макария Желтоводского – небесного покровителя нижегородской земли.
Первая «командировка» Макария в Новгород случилась осенью 1854 г. Здесь, по заданию Святейшего Синода, он занялся исследованием и разбором древнего архива, открытого в тайниках Софийского собора. Это позволило Макарию собрать огромный материал по истории новгородских святынь, архиерейского дома, церковных имуществ. За свою полезную деятельность он был возведен в сан архимандрита (1854 г.) и оказался в кругу петербургских ученых, занимавшихся изучением русских древностей под руководством известного исследователя древнерусского языка И.И. Срезневского.
В I томе «Археологического описания» Макарием приведены сведения о 64 новгородских и пригородных церквях и монастырях. II том посвящался описанию предметов, обладавших исторической и художественной ценностью: икон, крестов, лицевого шитья, облачений. В этих книгах можно прочитать об исчезнувших фресках Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Спаса-Нередицы и др. История новгородских монастырей и церквей подробно прослежена Макарием по летописям, древним актам, грамотам, церковным описям.
К открытию памятника “Тысячелетие России” Макарием был подготовлен и издан “Путеводитель по Новгороду”. На церемонии открытия памятника приветственное слово от епархии говорил именно он, и ему же было поручено показать достопримечательности Софийского собора и Владычного двора царской семье.
К заслугам архимандрита Макария надо отнести и установление с 1863 г. ежегодного празднования Дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия 11 (по новому стилю – 24) мая.
Закончил свой земной путь архиепископ Макарий Миролюбов в нижегородском Благовещенском монастыре. В ноябре 2007 г. после десятилетий безбожия его могила в Алексеевской церкви была вновь обретена и над ней возобновилось богослужение.

БЕССМЫСЛЕННОЕ И НЕПОПРАВИМОЕ

1860 год – «…лишен возможности лично довести до сведения Вашего величества следующий факт: профессор Костомаров, вернувшись из поездки с научными целями в Новгород и Псков, навестил меня и рассказал, что в Новгороде затевается неразумная и противоречащая данным археологии реставрация древней каменной стены, которую она испортит. Кроме того, когда великий князь Михаил высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого, там, вместо того, чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю церковь св. Михаила, относившуюся к XIV веку. Церковь св. Лазаря, относившуюся к тому же времени и нуждавшуюся только в обычном ремонте, точно так же снесли.
…Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: «О прежней нечего жалеть, она была старая!»
И все это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства. Именно духовенство — отъявленный враг старины, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников. Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить. Уже не раскольников ли признать более просвещенными, чем митрополита Филарета? (московский митрополит, прозванный «московским Златоустом» – С.А.)
Государь, я знаю, что Вашему величеству не безразлично то уважение, которое наука и наше внутреннее чувство питают к памятникам древности, столь малочисленным у нас по сравнению с другими странами. Обращая внимание на этот беспримерный вандализм, принявший уже характер хронического неистовства, заставляющего вспомнить о византийских иконоборцах, я, как мне кажется, действую в видах Вашего величества, которое, узнав обо всем, наверно, сжалится над нашими памятниками старины и строгим указом предотвратит опасность их систематического и окончательного разрушения…».

Из письма А.К. Толстого императору Александру II.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.