Ольга Ефимова: «Нельзя допустить разрушения местного самоуправления»

О необходимости преобразований в российском законодательстве о местном самоуправлении говорит уже то, что за десять лет действия закона №131-ФЗ в него 84-мя федеральными законами было внесено множество поправок.

Предложения по совершенствованию закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обсуждались на Всероссийском съезде муниципальных образований. О необходимости изменений в 131-ФЗ говорил в послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин. Депутаты Госдумы разработали новый проект закона, вызвавший бурное обсуждение. Почему? Об этом мы говорим с руководителем фракции КПРФ в Думе Великого Новгорода Ольгой ЕФИМОВОЙ.

– Ольга Анатольевна, начнем с выяснения сути нововведений.
– Законопроект предлагает распространить на крупные города (городские округа) двухуровневую модель организации местного самоуправления. Вводятся два  новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Например, у нас в городе будет два района. Помните, как раньше: Октябрьский и Ленинский районы.
Городскую Думу предлагается формировать из состава районных дум. Таким образом, в городском округе не будет прямых всеобщих выборов депутатов, не будет прямых выборов и глав городских округов.
Мэра изберут депутаты из своих рядов. Они же будут нанимать на работу по контракту «сити-менеджера» – главу администрации города по предложению конкурсной комиссии, состоящей на 50% из представителей губернатора и на 50% из представителей городского собрания. Таким образом, в городе будет уже не один мэр, а по сути два: глава города и глава администрации.
– Что не устраивает коммунистов в этих нововведениях (фракция КПРФ в Госдуме голосовала против законопроекта)?
– Фракция КПРФ настаивает на прямых всеобщих выборах глав и депутатов органов местного самоуправления всех уровней, что является важнейшим показателем демократизации политической системы. Только задумайтесь: принимается закон, отменяющий в городе выборы депутатов и прямые выборы мэра… Почему это делается? Только для того, чтобы власти могли политически контролировать все города. Ссылки на необходимость якобы приблизить власть к народу, на мой взгляд, – смехотворны.
А зачем городу два «хозяина»? Начнутся выяснения, кто главнее. В  итоге «сити-менеджер» станет полным хозяином. Именно он будет решать бюджетные и хозяйственные вопросы, что приведёт к переделу муниципальной собственности, инициированному регионом и заинтересованными группами. Главе же муниципалитета (избранному депутатами) отводится представительская функция. То есть один ленточки перерезает, другой деньги распределяет. Думаю, напряженности, дестабилизации не избежать. Такой законопроект КПРФ поддерживать не может. Мы настаиваем на прямых выборах глав и депутатов городских округов и муниципальных районов, всенародном контроле за их работой, вплоть до отзыва (если не справляются).
– А как законопроект согласуется с Конституцией?
– Отказ от прямого избрания населением депутатов представительного органа и главы муниципального образования противоречит Конституции РФ и международным правовым актам. Вместо приближения местного самоуправления к каждому жителю люди будут лишены права участвовать в формировании органов местного самоуправления.
– Что вы предлагаете?
– КПРФ предлагает сохранить нормы, позволяющие избирать глав муниципальных образований как на муниципальных выборах, так и из состава представительного органа. Как показывает практика, возможность для муниципалитетов самостоятельно определять порядок избрания главы позволяет приблизить власть к населению, устроить её так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться рукой».Также предлагаем сохранить альтернативные способы формирования представительного органа муниципального района. Тем самым будет учтена местная специфика и сложившиеся традиции.
– Каково место политических партий в новом законопроекте?
– Законопроект снижает роль партий. В связи с этим КПРФ предлагает закрепить в законе норму, при которой в муниципальных образованиях с численностью избирателей более 30 тыс. человек при выборах в Думу депутатские мандаты распределяются по смешанной или пропорциональной системе между списками кандидатов, которых выдвинули избирательные объединения. При этом число мандатов того или иного объединения будет находиться в прямой зависимости от числа проголосовавших за него избирателей.
Пока же всё, что делается единороссовским большинством в Госдуме, направлено на защиту прежде всего интересов олигархов и чиновников. О проблемах людей труда вспоминают только перед выборами, а затем успешно забывают. Чем меньше прямых всеобщих выборов, тем меньше забот у партии власти.

Владислав ШУМАКОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)