Адреса в блокноте

08.05.2014

Он до сих пор держит связь с однополчанами, несмотря на свои 93 года.

Адреса в блокноте 1Эти адреса еще молодым занёс в блокнот Григорий Яковлевич Золотов, вспоминая боевых друзей… Тогда, в 1948-м, вернувшись на родную крестецкую землю, занялся он в местном леспромхозе любимой работой, вновь стал растить лес, ухаживать за каждой сосенкой, как за родной дочкой.

А в июне 41-го мог воспользоваться «бронью». Но отправился Григорий в действующую армию. Под Псковом его часть, не успев повоевать, попала в окружение, а он, чуть позже, – в партизаны. Так началась его война. Взрывал железнодорожные пути, брал немцев в плен, освобождал деревни и сёла от фашистов, участвовал в освобождении Новгорода на дальних от него подступах, отвлекая вражеские силы и их огонь на себя и на свою диверсионную группу. И огня доставалось им вдосталь. Самим же боеприпасов не хватало. Не раз приходилось пользоваться в бою обыкновенным ножом. Но об этом не хочется вспоминать ветерану.
Адреса в блокноте 3Став после окончания партизанской войны артиллеристом в действующей армии, он уже не испытывал «снарядного голода». Его противотанковая батарея освобождала Выборг, Вену и множество малых и больших европейских городков и городов. Их ровные мостовые скатертью стелились под ногами советских солдат, и не приходилось им вытаскивать, как прежде, из русских болот на сухую землю свои орудия, что били врага, накаляясь так, что бойцы студили стволы мокрыми шинелями. Вспоминать о своей боевой молодости Григорию Яковлевичу тяжело, и не только потому, что видел кровь и смерть (дважды вражеские «подарки» рикошетом, уже сразив боевых друзей, били то в левую руку, то в правую) – 8 декабря 2013 года Григорию Яковлевичу Золотову исполнилось 93 года. Срывается голос, сложно собрать слова, трудно сдержать слёзы. Но эти руки, перебитые в нескольких местах вражескими «подарками», сделали самое важное. Занесли в блокнот всех выживших в той войне однополчан 48-го артиллерийского, отдельной пятой батареи. До последнего Григорий Яковлевич держит с ними связь. Как в войну на наблюдательном посту, глядя в стереотрубу, он сообщал им ориентиры на вражеской оборонительной полосе, так и сегодня выставляет уже нам вехи памяти о сороковых, вспоминая всех и ушедших, и живых поименно.
Как-то побывав у Григория Яковлевича дома, я просто был удивлён, и не единожды. Оказавшись в преклонном возрасте в одиночестве, Григорий Яковлевич ведёт хозяйство самостоятельно. В квартире ни пылинки, на кухне порядок, да такой, что может позавидовать любая домохозяйка, и как говорят – не человек он, а просто золото. Здоровья Вам, Григорий Яковлевич Золотов! И спасибо, что не даёте забыть героев.

Владимир Березовский




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.