Снижаем административные барьеры
Услуга должна быть простой и доступной, особенно, когда в ней нуждаются и молодые, и пожилые, и дети.
Новый управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Новгородской области Алексей Костюков рассказывает читателям «Новгорода» о взаимодействии с работодателями и горожанами по принципу одного окна. Ведь Пенсионный фонд сегодня это не только пенсии, но и социальные выплаты федеральным льготникам, материнский капитал родителям, СНИЛС детям, прием отчетности от работодателей, и как следствие в клиентской службе ПФР на улице Тихвинской всегда многолюдно…
– Да, за неделю в клиентскую службу обращается около тысячи горожан. Сегодня здесь созданы комфортные условия приема граждан – удобные места ожидания, электронная очередь. Но люди приходят с разными вопросами, и если, например, речь идет о назначении пенсии – то специалист на приеме должен оценить все документы, подтверждающие трудовой стаж и размер заработной платы, подсказать, чего не хватает, в какие организации следует сделать дополнительные запросы. От правильной оценки документов зависит размер будущей пенсии человека. Понятно, что на это требуется время, поэтому мы активно сотрудничаем с работодателями по электронной подготовке документов сотрудников организаций – будущих пенсионеров. В результате предварительного обмена документами по защищенным электронным каналам связи ожидание приема для человека должно сократиться до 15 минут. К тому же мы расширили количество адресов, по которым новгородцы могут получить государственные услуги Пенсионного фонда.
– Теперь это не только офисы ПФР, но и МФЦ?
– Да, не так давно мы подписали новое соглашение с Многофункциональным центром государственных и муниципальных услуг (МФЦ) и передали ему 10 наиболее востребованных услуг Пенсионного фонда. На сегодня самая популярная услуга у новгородцев – оформление СНИЛС на ребенка, и теперь «зеленую карточку» можно оформить и в МФЦ. Здесь же принимают заявления на получение материнского капитала, набора социальных услуг, отчетность работодателей. Правда, за назначением пенсии пока еще надо отправляться только в Пенсионный фонд.
– Кстати, СНИЛС сейчас стал уникальным электронным ключом к государственным услугам, без него, например, невозможно встать на учет в поликлинику или зарегистрироваться на портале «Государственные услуги». А услуги Пенсионного фонда можно получить через Интернет?
– Конечно. В этом году мы запустили новый он-лайн сервис на сайте ПФР – «Личный кабинет плательщика». Он позволяет, не выходя из офиса, сверить платежи с ПФР, узнать о задолженности, сформировать и распечатать квитанцию для уплаты страховых взносов. И это не единственный шаг ПФР на пути снижения административных барьеров – с 1 квартала этого года мы принимаем отчетность работодателей по новой, единой форме. Это удобно для плательщиков, теперь не надо «разносить» суммы платежей за каждого сотрудника предприятия – эту функцию взял на себя ПФ, работодатель лишь указывает одну общую сумму страховых взносов. Да и отчетность сдается в единое окно – на улице Зелинского, 9А. Напоминаю, последний день отчетной кампании – 15 мая.
К тому же в этом году существенно снизился размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (17 328 руб. в год), и они по-прежнему освобождены от отчетности в ПФР.
– А какие услуги в «один клик» в Интернете могут получить граждане?
– В режиме опытной эксплуатации на нашем сайте работает сервис по электронной записи на прием. В планах – создание «Личного кабинета застрахованного лица», с помощью которого каждый желающий сможет «он-лайн» узнать, в каком размере за него уплачивает страховые взносы работодатель, и даже рассчитать размер будущей пенсии по новой формуле, в баллах.
– И не запутается в этих баллах?
– Нет. Пенсионная система стала проще и прозрачнее. Один пенсионный балл это примерно 1 год работы с заработной платой в один минимальный размер оплаты труда в месяц (сегодня это 5554 руб.). За всю свою трудовую жизнь человек должен заработать не менее 30 баллов. И чем больше баллов – тем выше будет пенсия. Поэтому основные составляющие новой пенсионной формулы – «белая» зарплата и большой трудовой стаж. Балл лишь единица расчета, в которую переводятся рубли.
– Сегодня работник может проверить, уплачивают ли за него страховые взносы?
– Конечно. На смену бумажным «письмам счастья» пришли электронные технологии. Получить выписку из индивидуального лицевого счета можно не только в клиентской службе Пенсионного фонда, но и на портале государственных и муниципальных услуг, в кредитных учреждениях – партнерах ПФР (Сбербанк, Банк Уралсиб, Газпромбанк, Банк Москвы ВТБ) через банкомат или у операциониста банка, а также в офисе МФЦ. В скором времени эти услуги станут доступны и на сайте Пенсионного фонда.
– Если взносы не отражаются на лицевом счете, предприятие задолжало в Пенсионный фонд – это «звоночек» для его работников?
– Сумма задолженности в Пенсионный фонд предприятиями Великого Новгорода свыше 400 млн руб. И, конечно, если взносы не уплачиваются или платятся частично, то это отразится на размере будущей пенсии работника. Я советую работникам ответственно относиться к вопросу формирования своей будущей пенсии и контролировать уплату работодателями страховых взносов с помощью выписки из индивидуального лицевого счета.
Антонина БОРИСОВА