Турист — враг музея?
Этот и другие спорные тезисы обсудили музейщики и представители турбизнеса
Тема «круглого стола», который провели руководители Государственного Эрмитажа, двух петербургских музеев, Новгородского музея-заповедника и представители туриндустрии, – «Эрмитаж в Великом Новгороде как фактор туризма». Однако дискуссия не уместилась
в заданные рамки. Во многом благодаря директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, подкинувшему тезис о том, что туризм не является основной миссией и, следовательно, инфраструктурой музеев.
Как справедливо заметил начальник управления по зарубежным связям и туризму Администрации Великого Новгорода Исак Фрейдман, странно, что туризм и музейщики то и дело оказываются по разные стороны барьеров. Тем не менее дискуссия выявила ряд претензий с обеих сторон. Туроператоры, к примеру, попеняли руководителям музеев, что из-за непредсказуемых подъемов цен на билеты, особенно в разгар сезона, приходится повышать стоимость туристического пакета, что отпугивает и без того пугливых туристов. Но главное, чего по их мнению не хватает современным отечественным музеям, — интерактивности, создающей эффект погружения в эпоху. И даже там, где она есть, прекрасная идея зачастую не может похвастаться блестящим воплощением.
– Наши клиенты просто рвутся в «Витославлицы» – окунуться в атмосферу старины, послушать экскурсоводов-аниматоров. И иногда уходят разочарованными: из всех изб открыты одна-две, а вместо старинного приветствия туристов встречают грозным «У вас есть разрешение на фотосъемку?» – посетовала директор турагентства «Аркада» Ольга Конюхова.
Музейные работники выставили турбизнесу свой «счет». В частности, обратили внимание на недостаточность бесплатной и доступной рекламы — буклетов, каталогов, афиш.
– Что касается повышения цен на билеты — поверьте, доходы не окупают реставрацию экспонатов и приведение в порядок музейных помещений после того, как по ним пробежались тысячи туристов. Скажу прямо: турист — первый враг музея, – категорично высказался директор мемориального музея А. В. Суворова Александр Кузьмин, в то же время признав, что музей — составная часть инфраструктуры для туризма, и необходимо работать в одной связке.
Вернувшись к теме «круглого стола», все присутствующие согласились, что вряд ли Эрмитажные выставки станут серьезным аргументом для привлечения туристов в Новгород – здесь скорее вопрос имиджа, общего культурного фона города. Однако заместитель директора Новгородского музея-заповедника Татьяна Казармщикова предложила коллегам из Эрмитажа подумать над новой формой сотрудничества: открыть в Новгороде лекторий Эрмитажа, где его сотрудники читали бы курс лекций не только о тех выставках, что проводятся у нас, но и о других богатейших коллекциях знаменитого музея, к примеру, египетской. Это было бы интересно и полезно в первую очередь студенчеству.
– Да, бывает, интересы музейных работников и туризма расходятся. Но не будем забывать, что белые ночи как явление, на которое едут посмотреть со всего мира, в свое время придумали работники «Интуриста», – подвел черту под разговором Михаил Пиотровский.