Без фарватера

03.07.2014

Проблема новгородского гребного канала готова вот-вот перейти в иной статус. Всплыть под стенами кремля во всей своей красе.

Без фарватера 1Говорят, внутренняя кухня никому не интересна. К примеру, есть в Великом Новгороде гребля – вид спорта, заставивший мир аплодировать новгородцам. В недавнем прошлом. Но как там наши чемпионы готовились, в болоте или где, чем питались – остается за кадром. Внутренняя кухня. 

Вниз по течению

«Мне как жителю города стыдно за состояние, до которого доведен гребной канал. Еще 2-3 года, и все, что там накапливается, придет на пляж», – говорит президент областной федерации гребного спорта Игорь Володин.
А оно уже приходило. Мимо пляжа вниз по течению проплывали некие серо-буро-малиновые образования – обрывки ила, толстым слоем которого нынче устлано сплошь дно канала…
Канал прорыли в 1950-х, в эпоху больших дел. Соединив по прямой Волхов и ручей Осоковец с одним из Мячинских озер. Так на Волхове получился безымянный полуостров, в основании которого («у быков») позже расположилась насосная станция «Водоканала». Воду, взятую из Волхова, нужно очищать, а продукты фильтрации – куда-то девать. Вот и вывели трубу в  канал. Про цех по обезвоживанию остатка тогда никто и не вспоминал. Труба и все.
Так ил из Волхова и Ильменя и начал скапливаться на дне канала. И до 15 тыс. «кубов» промывных вод и осадка ежедневно сбрасываются в канал. В пересчете на год, как говорят экологи, это: 700 тонн песчаной взвеси, 920 кг алюминия и 60 кг меди.
– Сегодня там поверх природного дна озера примерно 2-метровый слой ила, – считает Игорь Володин. – Это 500 тыс. тонн осадка, представляете? Это 1000 вагонов, если его вывозить. И если взглянуть на это место из космоса – ну хоть по карте гугл – увидите оранжевое глиняное пятно на месте бывшего озера.
Так от 4-километрового канала осталось метров 200, которые при высокой воде можно использовать для нужд гребли. Но из большого дома проблемы спортподготовки кажутся малыми. Ну, гребут спортсмены по судоходному Волхову. И пусть гребут. Не такой уж он сейчас и судоходный… Авось пронесет.
– До начала 1990-х канал ежегодно чистили, – рассказывает Володин. – Работал земснаряд, вымывал ил на берег, он там сох. Но сегодня стоимость таких работ исчисляется в сотни миллионов рублей. А какой смысл их тратить, коль заиливание все равно продолжается?! Получается замкнутый круг.

Когда б имел златые горы

Все упирается в деньги. Понятно, почистить, углубить канал – не значит устранить причину. А причина в технологиях, используемых «Водоканалом». С 2004 года существуют проекты работ и в канале, и в «цеху». Увы, проекты нереальные для казны и города, и области.
Хотя в 2008-м на «Водоканале» презентовали проект технологии очистки, партнерами которого были питерцы и москвичи. Внедрение новой технологии обезвоживания осадка позволяло сократить объемы сбросов в 1000 раз и утилизировать осадок в русле. Планировалось, что работы по всей длине русла займут около 4 месяцев. Стоимость проекта оценивалась в 200 млн руб. Область была готова на софинансирование. И Федеральное агентство водных ресурсов вроде как соглашалось профинансировать работы по восстановлению канала. Но после того, как «Водоканал» внедрит свои технологии и прекратит сбросы…
В общем, снова ничего не произошло. Дно стало выше.
В 2012-м, в год 65-летия новгородской гребли, был объявлен аукцион на проведение первого этапа работ по реконструкции гребного канала. Заказчиком выступил областной комитет строительства и дорожного хозяйства. Начальная цена контракта – 13,8 млн руб. За несколько месяцев до этого в блоге губернатора появилась запись пенсионера Евгения Рослякова: «Гребной канал… скоро благополучно превратится в болото… Выход есть. Есть организация с уникальным оборудованием, готовая сделать все работы по очистке бесплатно (такой вот подарок городу). Но идея очистки потоплена чиновниками, им потребовалось на проект аж 300 млн руб., которых, конечно, нет…» 
– Нет, про бесплатные предложения мне слышать не доводилось, – говорит Игорь Володин. – Хотя допускаю, что на иле можно как-то зарабатывать.
Осенью 2013-го областной комитет по охране окружающей среды информировал, что расчистка гребного канала есть в планах на 2016-2020 годы. «На корректировку проектов по расчистке и экологической реабилитации канала область планирует выделить в течение 2016-2017 годов 43,8 млн руб.
Мучаются с каналом и владельцы моторов с расположенной в Осоковце лодочной станции «Белая башня». Глубина напротив Белой башни в среднем 30-40 см. Лодку надо толкать, а как, коли дно жидкое? Моторы «наедаются» ила и попадают на дорогущий ремонт. Лодочники готовы самостоятельно прорыть себе мини-фарватер к большой воде.

*  *  *  *  *

– Природоохранная прокуратура в курсе проблем,«Водоканал» оштрафован более чем на 130 млн руб., – говорит президент федерации. – Его обязали построить цех. Еще за 250 млн. Все, что сделал пока «Водоканал», – прорыл несколько отстойников, но и они не работают.
– И что же делать?
– Просто все должны стоять на своем и делать, что положено. Прокуратура – свое, экологи – свое, историки, которые относят эту территорию к охранным зонам, «Водоканал», власти…
 Да, рецепт звучит просто. Делать свое дело. Но у нас во всем виновата снежная/бесснежная зима. Короче, надежд, что проблема в ближайшие годы успешно разрешится, немного. Если только в результате таяния арктических льдов не повысится уровень Мирового океана, а с ним и уровень воды в Волхове тоже. Может, Волхов вообще вспять потечет. И все будет хорошо.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. В Москве на гребном канале «Крылатское» завершился чемпионат России по академической гребле. Спортсменка ЦСП Новгородской области, воспитанница тренера Людмилы Орловой КСДЮСШОР «Олимп» Наталья Варфоломеева стала чемпионкой на дистанции 2000 метров в одиночке легкого веса. Как сообщили в областном департаменте по физической культуре и спорту, Наталья показала результат 8:52:132, обогнав на 3:36 секунды москвичку Анастасию Лебедеву, ставшую серебряным призером. На третьем месте у девушек Анастасия Земляникина из Нижегородской области, уступившая лидеру более 10 секунд.
Кроме того, Наталья Варфоломеева завоевала серебряную медаль в составе экипажа двойки легкого веса в паре с астраханской спортсменкой Ириной Иванниковой.

Михаил АВТОНОМОВ
Алексей МАЛЬЧУК (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.