Был вяленький – станет аленький

Мэрия готовит новую концепцию цветочного оформления города.

Статья «Цветочек вяленький» о проблемах озеленения и цветочного оформления, с которыми город столкнулся в этом сезоне, вызвала  реакцию читателей. Одни сообщали адреса, где на тот момент все еще не было цветов, другие приводили примеры неудачных клумб, жители улиц Ломоносова и Попова  просили сохранить полюбившуюся им клумбу с простыми бархатцами. А на сайте газеты высказали претензии и к автору публикации: организация впервые взялась за цветочное оформление, непривычное для нее дело, появились интересные элементы, нет, чтобы поддержать, а тут критика...

Задача газеты – привлечь внимание к проблеме, которую подсказывает читатель. Он, горожанин, и есть главный заказчик того, что должно делаться и делается для общегородских нужд. И именно горожане первыми забили тревогу, видя недоработки в облике города. Сегодня, когда  на всех клумбах причудливыми узорами все расцветает и радует глаз, по графику идет окос газонов, можно проанализировать ситуацию и обсудить дальнейшее. Наш собеседник – вице-мэр Великого Новгорода Марина БЕЛОВА.
– Марина Викторовна, а могло быть по-другому?
– Могло, но не случилось.  Мы оказались «связаны» требованиями федерального закона по госзакупкам, обязаны объявлять аукцион на  эти виды работ. До момента подведения итогов торгов неизвестно, кто на них вышел и какую предлагает цену. И если несколько лет назад на эти виды работ в городском бюджете предусматривалось порядка 60 млн руб., то в этом – 24 млн. Это результат проведения аукционов, а не какие-то искусственные меры по сокращению финансирования содержания города, ведь по федеральному закону порядок формирования цены контракта идет от факта затрат предыдущего периода. Но при этом растут цены на все – технику, ресурсы, рассаду, поднимается зарплата...
Прошлой осенью, когда проводился первый аукцион на посадку тюльпанов, ни одна из организаций не вышла на него – не выгодно, потому-то этих цветов и не было на городских клумбах.  Объявили другие аукционы – на содержание газонов, озеленение и цветочное оформление, стали интересоваться возможными исполнителями – желающих нет. Традиционно этими видами работ занимался Трест зеленого хозяйства, у которого есть и материально-техническая база, и  работники, которые знают, и как сажать, и как наносить рисунок, структуру грунта на клумбах, словом, всю агротехнику. Трест сперва согласился на субподряд по цветочному оформлению, а в самый ответственный период посадки однолетников, когда уже и рассада в город завезена, и погода торопит, – расторг контракт.
– Что спасло?
– Предусмотреть исполнителям большие суммы по контракту невозможно по законодательству. Мы провели предварительную работу с потенциальными подрядчиками по содержанию городских территорий и поняли, что ни один из них не планировал выходить на аукцион. Пошли на эксперимент. Весной административным решением создали специализированное звено при МБУ «Городское хозяйство», которое занялось так называемой «зеленкой». Финансирование при такой форме – через бюджетную субсидию, что можно делать гибче и при необходимости выделять дополнительные средства. А это необходимо, потому что начинать без техники, опыта, без кадров не так-то просто.  Сейчас уже период становления службы пройден, закуплены трактора, триммеры, другое оборудование, набраны и обучены кадры, справились с буйным ростом одуванчиков, и работа входит в нужный график. Помимо окоса травы приступают к стрижке кустарников, в дальнейшем планируется охватить и другие виды работ по содержанию зеленых насаждений.  Самое главное – муниципалитет не окажется в зависимости от интересов или желаний-нежеланий бизнес-структур, а гарантированно будет получать то, что необходимо для нормального содержания городской среды.
Не было желающих заняться  и цветочным оформлением, но, можно сказать, упросили – исполнителем стало ООО «Общий дом» вместе с руководителем Натальей Лыковой. Да, для   организации, занимающейся управлением многоквартирных домов, это совершенно новое дело. И коллектив, хотя и с небольшим опозданием, в основном с ним справился. Более того, если учесть, какие трудности на него свалились (катаклизмы погоды, неожиданный отказ субподрядчика и др.), спас ситуацию. Привлекли специалистов, учитывая специфику работы, – и сегодня город в цветах. Появились интересные рисунки, композиции. Чувствуется, люди работают с душой, и это радует. Кстати, по срокам выполнения работ если и были заминки, то незначительные. Например, если сравнивать с прошлым годом, то работы по вертикальному озеленению ул. Ломоносова принимались 12 июля.
– Но будет объявлен аукцион на следующий год, и не факт, что этот же исполнитель, который уже вложил душу в эти клумбы, выиграет муниципальный заказ. То есть проблема исполнителя, насколько я понимаю, остается?
– Совершенно верно. Учитывая уроки этого сезона, мы прорабатываем организацию второго специализированного звена при муниципальном учреждении, которое будет заниматься цветочным оформлением. Тем самым решим и другую проблему – координации действий по окосу газонов и посадке цветов в клумбы. Это позволит не повторить недавних ошибок, когда один подрядчик сажает цветы, которых не видно из-за травы, а другой скашивает эту траву и не убирает. В результате неприглядный газон.
Организация специализированных муниципальных звеньев позволит расширить виды работ, которые из-за сокращающегося финансирования в последние годы были утрачены – подкормка деревьев и кустарников, формовка кустарников и др. Кроме того, мы  сможем регулировать задание в зависимости от ситуации. Например, горожане жалуются, что многие участки не окашиваются, а ведь в заказ включено 1,6 млн кв. м, хотя муниципальных территорий вдвое больше, но на все не хватает средств.
Сейчас смотрим варианты возможного удешевления цветочного оформления, но так, чтобы не в ущерб облику города. Ведь летние цветы требуют, помимо посадки, большого ухода, это дорогой вид работ. Поэтому планируем постепенный переход на многолетние виды. В целом хотим пересмотреть концепцию цветочного оформления, которая давно не менялась. Обязательно для этого будем привлекать ландшафтного дизайнера.
– Цветоводы-любители тоже хотят участвовать в этом процессе. Мы писали об инициативе городского клуба цветоводов, поддержанной мэрией,  по созданию возле Дворца культуры и молодежи «Город» сада пионов. Наконец увидели результат этих усилий – благоухают пионы. Но рядом эффектная муниципальная клумба с однолетниками. Чуть дальше, в центре сквера – бархатцы в обрамлении декоративной травы, ближе к входу – клумба с флоксами и каким-то кустарником. Каждый такой цветочный участок хорош по-своему, но все вместе, на мой взгляд, полный диссонанс, нет гармонии.
– Это место ярко показывает отсутствие ландшафтного дизайнера в городе. Там еще есть сосны, посаженные в порыве озеленения, которые никак не сочетаются с общей картиной. Но любые инициативы горожан  по озеленению и цветочному оформлению администрация будет поддерживать. Более того, мы очень рассчитываем на их помощь по созданию новых красивых ландшафтных уголков из многолетников и кустарников на отдаленных улицах – Кочетова, Корсунова, Щусева, конец Псковской. Мы уже прорабатывали, как можно увязать эти интересы. Но главное – необходимо изменить концепцию цветочного оформления города по композициям, видам растений, цветовой гамме, по их сочетанию с соседними клумбами и окружающей средой – газонами, деревьями, фасадами домов, памятниками, вот для этого и нужны ландшафтные дизайнеры.
– Горожане заметили, что в этом сезоне как-то вяло благоустраивают клумбы и вазоны предприятия и организации.
– Соглашусь, и, конечно, жаль. Потому что нарядный вход в магазин, офис или кафе – это имидж фирмы, ее отношение к покупателю и потребителю, отношение к городу. Будем смотреть, как дальше вовлекать жителей и бизнес в то, чтобы делать наш город красивым и благоустроенным. 

Светлана АНТОНОВА
Алексей МАЛЬЧУК (фото)