Троллейбус возвращается в парк

Акционерное общество «Троллейбусное депо» прекратило свое существование.

На основании приказа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Великого Новгорода «Троллейбусное депо» реорганизовано в форме присоединения и с 1 июля входит в состав ОАО «Автобусный парк».

Генеральный директор ОАО «Автобусный парк» Дмитрий Веркин не единожды употребляет в нашем разговоре аналогию «семья – дитя» к отношениям «автопредприятие – троллейбусное депо». Знающим историю троллейбусного движения в городе это понятно – в 1995 году именно ПАТП-2, правопреемником которого является «Автобусный парк», вывело на городские улицы первый троллейбус.
– Троллейбусное депо – родное для нас, – говорит Дмитрий Веркин. – И когда мы делились два года назад, это тоже было непросто. Все равно что отделить ребенка от семьи. Но тогда мы отпускали его с надеждой, верили в перспективы предприятия.
Да, в 2012 году депо-«ребенок» отделился от «родителя» – новгородские троллейбусы к тому времени обветшали, а потенциальный инвестор был готов вкладывать средства в модернизацию. Не случилось. Категорически против продажи троллейбусного депо выступили, как мы знаем, депутаты Думы Великого Новгорода.
Возвращение троллейбусов в автобусный парк – это политическое или экономическое решение?
– Наверно, больше политический ход, – говорит Дмитрий Веркин. – С точки зрения экономики задач у нас прибавилось. Потому как троллейбусный парк уходил с нулевым балансом, а вернулся с 25 млн руб. долгов. Но, подчеркну еще раз, это родное нам предприятие. Потому еще в прошлом году по просьбе администрации Великого Новгорода мы выдали троллейбусному депо беспроцентный заем. В этом году опять же по просьбе администрации города несколько раз платили за них за электричество.
В присоединении, отмечает руководитель ОАО «Автобусный парк», есть и плюсы – увеличится количество маршрутов, вырастет выручка. И, наконец, есть идеи по перевооружению депо.
Но начать придется с долгов. Уже в первые дни после присоединения работникам троллейбусного депо была выплачена заработная плата за май, отпускники, которых не отпускали из-за отсутствия средств, отправились в отпуск.
Главная и неотложная задача, которую ставит Веркин, – приобретение подвижного состава. Сегодня в троллейбусном депо насчитывается 38 машин. Средний возраст их превышает 20 лет, машины устарели морально и физически. А на старый подвижной состав не пойдет ни водитель, ни пассажир.
Руководитель «Автобусного парка» мечтает о троллейбусах с автономным ходом. Средняя стоимость такой машины (с автономным ходом до 10-15 км) 8,7 млн руб. Купить Веркин хочет 20 единиц. Деньги немалые. На сегодня есть интересное лизинговое предложение от белорусов. С учетом того факта, что Второй форум регионов Беларуси и России  в следующем году пройдет в Великом Новгороде, интерес к сотрудничеству у обеих сторон, как понимаете, повышенный.
Почему решено приобретать машины с автономным ходом? Это позволит без строительства новых троллейбусных линий изменить маршрутную сеть в интересах удобства горожан.
– Хотим зайти троллейбусом на улицы Октябрьская, Нехинская и закольцевать таким образом троллейбусный маршрут «проспект Мира – вокзал», – делится планами Веркин. – Во-первых, людям будет проще добираться в западный район, во-вторых, мы можем обойтись 12 машинами на двух маршрутах вместо 15-17, как сейчас.
Этот проект как раз не предполагает строительства контактных сетей – отрезок кольца троллейбус пройдет на автономном ходу.
В планах предприятия также пустить троллейбус по маршруту Кочетова – Зелинского – Коровникова – Корсунова. Сегодня на улицу Коровникова ходит автобус маршрута №33, но еще один маршрут – троллейбусный – в большой спальный район лишним не будет, уверен Веркин.
К слову, с объединением автобуса и троллейбуса оптимизация маршрутов станет более легкой: «Раньше каждый тянул одеяло на себя, а сейчас мы одно предприятие, и нет разницы, автобус или троллейбус пустить – деньги все равно в один котел».
Новые троллейбусы планируется подключить к системе ГЛОНАСС (как это сделано на всех 160 машинах «Автобусного парка») и  оборудовать бесплатным Wi-Fi (есть на 25 машинах ОАО).
Генеральный директор «Автобусного парка» вновь подчеркивает: новый подвижной состав – главная задача. «Не будет нового подвижного состава – никто на работу к нам не пойдет. Так было и здесь, в автобусном парке. На старых машинах люди не хотели работать, потому что водитель через день стоял на ремонте, терял в зарплате».
Сегодня в ОАО «Автобусный парк» стабильный коллектив, зарплата выплачивается вовремя, все работники получают бесплатное питание на 60 руб. в день. Есть комната эмоциональной разгрузки, где можно выпить чашку фиточая, душевые, сауны. Причем, современного уровня. «У нас сауны не хуже, чем в Финляндии», – уверяет руководитель предприятия.
В прошлом году запустили новую автономную котельную, тем самым забыв про проблемы с отоплением. Такая же задача стоит сейчас и по троллейбусному депо – «котельная там древняя». Это, пожалуй, второй по значимости пункт плана, после модернизации подвижного состава. А дальше – модернизация контактной сети, установка в городе электрозарядных колонок для электротранспорта («нам заработок и движение вперед для народа»), другие проекты.
– Самое главное, что мы не растеряли людей за эти два года, – заключает Дмитрий Веркин. – Работают специалисты, которые когда-то обучались в Вологде и пускали первый троллейбус. Специалисты в области контактных сетей остались. Люди с нетерпением ждут перемен.
...Уже в первые два дня после присоединения пришли к Веркину сразу три прежних работника троллейбусного депо: «Мы хотим вернуться, возьмите нас».

ОАО «Автобусный парк» обслуживает 25 автобусных маршрутов и 5 троллейбусных.
Ежедневно на линию выпускается 118 автобусов, 25 троллейбусов.

За 2013 год ОАО «Автобусный парк» перевезено 37 млн 291 тыс. пассажиров, ОАО «Троллейбусное депо» – 3 млн 100 тыс. пассажиров.

Людмила СОКОЛОВА
Алексей МАЛЬЧУК (фото)