Когда есть выбор
В четвертую субботу июля в России отмечают День работника торговли.
Для Великого Новгорода торговля своего рода визитная карточка. В Средневековье город рос и богател за счет того, что стоял на пересечении основных торговых путей. Географическое расположение, деловитость и предпринимательская жилка новгородцев, умение налаживать контакты с заморскими купцами и заимствовать от них лучшее обеспечили ему славу и имя — Господин Великий Новгород.
– Что сегодня для города сфера торговли, как чтут и развивают у нас традиции прошлого? – с таким вопросом мы обратились к первому вице-мэру Антону ЗЕМЛЯКУ.
– У нашего города по-прежнему выгодное положение — между двух столиц. От мегаполисов новгородская торговля перенимает прогрессивные формы обслуживания и все самое интересное. Такое соседство привлекательно и для инвесторов, деловых партнеров. Лет несколько назад местные предприниматели боялись прихода «сетей», а теперь мы видим, что торговые сети дали импульс к здоровой конкуренции и дальнейшему развитию. И что особенно радует – в этом процессе достойное место занимают новгородские производители. У горожан и гостей города есть выбор — где купить, что купить, где получить тот или иной вид услуг. Если в недавнем прошлом многие новгородцы предпочитали закупаться в Санкт-Петербурге или в Финляндии, то сейчас тенденция изменилась. Потому что предложения на местном рынке устраивают по цене, видам товаров, качеству.
О стабильности и развитии новгородского потребительского рынка убедительно говорят цифры. Например, если по стране Росстат впервые за последние пять лет отмечает сокращение розничного оборота продовольственной продукции, то в Великом Новгороде за полугодие более чем на 6% вырос оборот розничной торговли, в том числе пищевой почти на 4%. Статистика за пятилетие показывает, что розничный товарооборот увеличился с 27,1 до 43,9 млрд руб. Если в 2009 г. среднестатистический новгородец приобрел продуктов и других товаров на 125 тыс. руб. в год, то за прошедший год — почти на 200 тыс. руб. Примерно в полтора раза вырос товарооборот и предприятий общественного питания – с 1,65 млрд до 2,1млрд руб. Значит, горожане, гости и туристы, приезжающие к нам, все чаще предпочитают встречаться или отмечать семейные торжества не дома, а по современным форматам – в кафе и ресторанах. Также и с бытовыми услугами — не утруждать себя стиркой, чисткой белья или мытьем автомобиля, а довериться предпринимателям и фирмам, специализирующимся на этом деле. Есть спрос – тут же появляется и предложение.
Только за последние несколько лет открылось 228 современных торговых центров, магазинов шаговой доступности, павильонов с товарами первой необходимости, появилось 110 предприятий бытового обслуживания – от прачечных до автомоек, 90 предприятий общественного питания – кафе, ресторанов… Многие из них интересны по архитектурному исполнению, оформлению, названиям, стараются вписаться в историческую среду города. К счастью, изжили себя так называемые «пьяные» киоски. Хотя еще совсем недавно шумели: предпринимателей «душат», бюджет из-за запрета торговли алкоголем и табаком пострадает. Но на смену пиву и табаку, как видим, пришли симпатичные павильоны цветов, горячей выпечки, свежей сельхозпродукции, молочные, сувенирные лавки – то, что нужнее горожанам.
– Но покупателю важно не только где, чем и по каким ценам торгуют, какие услуги предлагают, но и как обслуживают.
– Вот поэтому мэрия, организуя 17-й по счету смотр-конкурс среди предприятий потребительского рынка и услуг на звание «Лучшее предприятие-2014», решила брать во внимание не только официальные показатели работы, а исходить прежде всего из оценки горожан. С 15 июня по 15 июля на сайте мэрии впервые было организовано народное интернет-голосование, которое помогло определить лучших в отрасли. В конкурсе, он был организован по 8 номинациям, участвовало 110 предприятий. За месяц на страничку голосования зашли более 64 тыс. человек, из которых 33794 – уникальные посетители с разными IP адресами. Наибольшая активность отмечена в номинации «Лучшая торговая сеть по реализации продовольственных товаров» – участвовало 14 сетей, проголосовало 13659 человек. На номинацию «Лучшая торговая сеть по реализации непродовольственных товаров» заявилось 10 торговых сетей, оценку выразили 6580 посетителей сайта.
И так по каждой номинации. Самые рейтинговые и стали победителями. То есть их назвали люди, которые ежедневно ходят в тот или иной магазин, пользуются услугами того или иного салона, для встречи с друзьями предпочитают то или иное кафе. Их выбор — это не только ассортимент товара, но и то, как встречают у входа, насколько корректно и внимательно реагируют на просьбы, консультируют, обслуживают. Согласитесь, улыбка и слова продавца или официанта «Добрый день! Чем помочь?», «Спасибо за покупку!» у нас уже стали нормой. Горожане голосуют в том числе и за это.
– Не очень-то хочется улыбаться покупателю, когда зарплата по минимуму. Насколько престижна сегодня работа в торговле?
– Об этом тоже должен думать владелец магазина или кафе. По официальным данным, среднемесячная номинальная зарплата работников крупных и средних организаций в отрасли по итогам 2009 г. составляла 17,7 тыс. руб., а к концу 2013 г. достигла 25,9 тыс. руб. Но 240 предприятий на особом контроле, потому что их руководители допускают задолженность перед бюджетом города, а наемным работникам выплачивают зарплату ниже среднеотраслевой. Подобные факты рассматриваются ежемесячно на заседании комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при администрации города. В рамках закона власть делает все возможное, чтобы защитить интересы простых работников, но и они, со своей стороны, не должны молчать, когда ущемляются их права. Если не устраивает работодатель и предлагаемые им условия труда и зарплата – искать более подходящие варианты. Ведь тем и хороша здоровая конкуренция, что дает больший выбор как потребителю услуг, так и тем, кто эти услуги предоставляет. Идет борьба не только за покупателя и потребителя, но и за рабочие руки, за кадры. Вы правильно отметили, что с минимальной зарплатой мало кто захочет напрягаться. И многие работодатели это уже почувствовали, стали задумываться о социальных гарантиях работникам, условиях их труда, наконец, об имидже своей фирмы, иначе останешься у разбитого корыта, или, точнее, киоска.
Сейчас в городе более 2,5 тыс. предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, на которых занято 18 тыс. человек. Это самая массовая профессиональная категория. А в ближайшем будущем станет еще больше, ведь в проработке инвестиционные проекты в новых микрорайонах города, а значит, готовятся к открытию новые рабочие места. Это торговый дом площадью 2,2 тыс. кв. м на 50 рабочих мест по Б.Санкт-Петербургской, 95, крупный семейный торгово-развлекательный центр по Ломоносова, 29 (застройщик – компания «Нординвест»), площадью 52 тыс.кв.м на 1100 рабочих мест, торговые центры «Покровский» на пересечении Прусской и Орловской, «Деревяницкий» по ул. Советской Армии, «Колмово Сити» ООО «Гарант ЛТД» по Сырковскому шоссе и другие. Город растет, развивается, а с ним развивается и торговля.
– Не слишком ли много получается торговых площадей для нашего города?
– Смотря с чем сравнивать. Если с городами Северо-Запада, то у нас больше торговых площадей на одного жителя. Если с Курском, где недавно побывала наша делегация, то там работают 7 таких «Мармеладов», как у нас строится, хотя город всего вдвое больше Новгорода. И все успешно работают, находят своего потребителя. Надо понимать, сейчас совершенно иные стандарты жизни и запросы людей. Заработав деньги, они хотят потратить их не только с пользой, но и цивилизованно, красиво, получить от этого удовольствие. Именно на это ориентируются инвесторы, вкладывая капитал в новые проекты, архитекторы, ищущие интересные решения. Еще недавно спорили, стоит ли пускать в город «Ленту», а сейчас уже ждут, когда будет построен второй ее комплекс на Псковской. Но торгово-развлекательный центр, который будет открыт на Ломоносова, – это целая индустрия сервиса, питания, досуга и, конечно, торговли, отвечающая на любые запросы современного потребителя. Наш город развивается, растет качество жизни новгородцев. И имидж его – в прошлом крупнейшего европейского торгового центра – формируют не только памятники истории, но и то, насколько комфортно здесь живется.
Держат марку
Подведены итоги городского конкурса среди предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли.
Титул «Лучшее предприятие — 2014» в номинации «Лучшая торговая сеть по реализации продовольственных товаров» получают:
• торговая сеть «Квартал»;
• торговая сеть «Адепт»;
• торговый комплекс «Лента».
В номинации «Лучшая торговая сеть по реализации непродовольственных товаров»:
• сеть ювелирных салонов «Ювелирный Дом «Аквамарин», ИП Олег Ткачук;
• сеть аптек «Панацея», ООО «Панацея-1»;
• сеть магазинов «Вагон игрушек», ИП Андрей Жбанов.
В номинации «Лучший магазин шаговой доступности (площадью до 200 кв. м)»:
• магазин «Продукты», ООО «Бонус»;
• магазин «Рябушка», ООО «Мираж Плюс»;
• магазин «Искра», ИП Гагик Гишян.
В номинации «Лучший торговый центр (лучший розничный рынок)»
• торговый дом «Русь»;
• торговый центр «Волна», ООО «Мега Плюс»;
• торговый центр «Славянская ярмарка», ООО «Славянская компания».
В номинации «Лучший ресторан»
• ресторан «Ганза», ООО «Новтуринвест-Ильмень»;
• ресторан «OldHam Паб*СтейкХаус», ООО «Правила вкуса»;
• ресторан «Юрьевское подворье», ООО «ПОДВОРЬЕ».
В номинации «Лучшее кафе (лучшее предприятие быстрого обслуживания)»:
• пиццерия-траттория «Тепло», ООО «Хуторок»;
• кафе «Хэппи Ленд», ООО «Хэппи Ленд»;
• кафе «Волна», ООО «Волна».
В номинации «Лучшее предприятие по обслуживанию населения»:
• салон чистоты «Парус», ООО «Актив Групп»;
• студия маникюра и педикюра «Дамские пальчики», ИП Владимир Медведев;
• полиграфическая компания «Позитив», ООО «Позитив».
В номинации «Лучший специализированный магазин»
• магазин «Спорттовары», ЗАО «Спорттовары»;
• магазин «Маруся Цветики», ИП Мария Сутт;
• магазин «Шпилька», ИП Андрей Петров.
Две дополнительные номинации:
«Открытие года – успешный старт» – мебельный торговый центр «Элегия», ООО «ЭЛЕГИЯ»;
«Лучшая организация летнего кафе» – ресторан «Хорошие люди», ООО «Наполи».
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)