26 июня на заседании городской Думы две трети депутатов решили внести в Устав города изменения, позволяющие «гласным» давать согласие мэру на приём им на работу того или иного заместителя. Мэр наложил вето на это решение. Депутаты намерены вето преодолеть. Сегодня мы публикуем две точки зрения на эту спорную ситуацию, предоставляя читателям право самим решать, на чьей стороне правда.

Находясь на отдыхе в Крыму, председатель Думы Великого Новгорода Владимир ТИМОФЕЕВ не перестает следить за развитием ситуации и делится своими оценками.

 – Важно понимать побудительный мотив принятого депутатами решения. С момента избрания Дума как представительный орган стала полноценно контролировать и оценивать исполнение городской администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, что определено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Результатом данного анализа явилась неудовлетворительная оценка деятельности администрации и мэра Великого Новгорода по итогам 2013 года, а также два официальных заявления в правоохранительные органы города и области в 2014 году по выявленным, по мнению депутатов, фактам нарушения действующего законодательства, – говорит спикер городской Думы.
Депутаты уверены, что одна из причин неэффективности мэрии – отсутствие целенаправленной работы по подбору и расстановке кадров. Произошедшие в последние годы увольнения несогласных с политикой мэрии чиновников, ныне эффективно работающих на благо развития Новгородской области, а также состоявшиеся недавно отставки, на взгляд парламентариев, подтверждают данный вывод.
– Самое удивительное, что в городской администрации не принято делать выводы и стремиться улучшать качество работы, – продолжает Владимир Тимофеев. – Не успела разрешиться ситуация вокруг ТРЦ «Мармелад», когда областная прокуратура по заявлению Думы Великого Новгорода дала соответствующую оценку противоправным действиям мэрии, как новгородцы стали свидетелями очередного скандала, связанного с  отсутствием разрешения на строительство ТЦ «Лента», а также ТЦ ЗАО «Боровичи-мебель». Как мне кажется, налицо непрофессиональное и(или) халатное отношение чиновников мэрии к исполнению своих должностных обязанностей. Подобного рода события наносят серьёзный удар по инвестиционному климату Великого Новгорода.
Дума Великого Новгорода на заседаниях не раз констатировала, что существующая структура администрации несовременна и неэффективна. Мэру неоднократно было поручено представить на утверждение Думы новую развернутую структуру администрации. Однако воз и ныне там.
– Создавшаяся ситуация, а также высокая степень ответственности депутатского корпуса за будущее города побудили депутатов вынести на утверждение требование о согласовании кандидатур на должности заместителей мэра. При принятии решения депутаты руководствовались разъяснением комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, где в результате всестороннего и детального анализа федерального законодательства о местном самоуправлении делается вывод, что «…наличие в уставах муниципальных образований положения о согласовании с представительным органом муниципального образования кандидатур заместителей главы местной администрации не противоречит действующему законодательству», – рассказывает Владимир Тимофеев.
Необходимо отметить, что данным правом в настоящее время пользуются представительные органы ряда крупных областных центров, к примеру, Томска, где реализуется аналогичная с Великим Новгородом модель местного самоуправления. При этом глава администрации не вправе – внимание! – заключать трудовой договор со своим заместителем без согласия представительного органа. Смысл же решения, которое приняли новгородские депутаты, в том, что согласование – лишь форма выражения депутатским корпусом своего отношения к кандидатуре на должность заместителя мэра, поскольку градоначальник вправе заключить трудовой договор со своим заместителем даже в случае отрицательного решения представительного органа.
– Вызывает недоумение, почему такая мягкая форма согласования вызвала столь бурную реакцию мэра, который наложил вето на решение Думы. При этом в одном из оснований отказа градоначальник ссылается на то, что, прежде чем вносить изменения в Устав города, необходимо внести соответствующие изменения в Регламент Думы, что, несомненно, противоречит действующему законодательству. По моему мнению, если руководитель уверен в правильности выбранного курса, доказывает эффективность своей работы, а также реализует грамотную кадровую политику, то он не будет до последнего цепляться за полномочия единолично принимать кадровые решения, – считает Владимир Тимофеев.
В последнее время ряд аналитиков и журналистов отмечает существование некоего «конфликта» между представительным и исполнительным органами новгородского местного самоуправления. Стоит ли рассматривать согласование Думой кандидатур на должности заместителей мэра в контексте взаимоотношений между данными органами в целом? Этот вопрос мы задали Владимиру Тимофееву последним.
– Использование термина «конфликт» для характеристики взаимоотношений между Думой и Администрацией Великого Новгорода не является правомерным. Дело в том, что Дума пятого созыва, как уже отмечалось, впервые в истории местного самоуправления города полностью соответствует требованиям федерального законодательства, контролируя и оценивая исполнение Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения. Это вызывает в мэрии реакцию сопротивления, поскольку она никогда не работала в подобных условиях и не понимает, как следует реагировать на вызовы современности, – ответил он.
Депутаты Думы Великого Новгорода на очередном заседании готовятся преодолеть вето, наложенное мэром. Учитывая их слаженную работу при принятии этого и многих других решений, направленных на улучшение жизни новгородцев, им это, скорее всего, удастся. Но, как говорится, осадок останется.

Виктор ТИХОМИРОВ