Степень ответственности и ответственность в степени

14.08.2014

Опубликованные в предыдущем номере газеты две точки зрения относительно права мэра решать кадровые вопросы, руководствуясь принципами единоначалия, или согласовывать с депутатами кандидатуры вице-мэров – вызвали резонанс.

Степень ответственности и ответственность в степени 1Своей точкой зрения делится Евгений Андреев – Почетный гражданин Великого Новгорода, заслуженный строитель России, председатель Совета мэров Великого Новгорода, начальник Новгородского отделения НП СРО «Межрегиональное объединение строителей», руководитель исполнительной власти Новгорода с 1962 по1972 годы.

Председатель городской Думы Владимир Тимофеев высказал, на мой взгляд, толковое предложение — создать дискуссионную площадку при Думе. Полностью поддерживаю и сразу же предлагаю две темы. Первая – кадры для мэрии. Критиковать власть  готов любой. А многие ли знают, как работает мэрия? Давайте предоставим мэрии возможность рассказать о возложенных на нее функциях,  что понимается под нерегламентированным режимом, каковы требования, предъявляемые к специалистам, и много ли желающих работать в таких условиях. Или депутаты. Ведь большинство горожан считают, что депутаты – это кадры мэрии, получают большую зарплату. Лишь немногие знают, что встречаться с населением, знать проблемы избирательного округа, стараться доносить их до исполнительной власти, чтобы та искала пути решения, – это общественная работа, на которую идут люди без всякой оплаты. Почему? Вот и вторая тема, ее также подсказал спикер — о высокой ответственности депутатов. Даже мне, немало проработавшему в органах власти, интересно знать, какая ответственность возлагается на депутатов и каким образом они отвечают за свою деятельность. Ведь мэра, да и любого чиновника, по закону можно наказать, в том числе рублем, например, за несвоевременный ответ на письмо горожанина. А что значит «высокая депутатская ответственность»? Перед выборами каждый кандидат дает массу обещаний избирателям. Кто-то, получив депутатский мандат, сразу же забывает о них. Не припомню, чтобы какого-нибудь депутата – от сельского совета до Госдумы – привлекали к ответственности за неисполнение своих обещаний и обязанностей. Может, ошибаюсь, но не встречал закрепленных положений о депутатской ответственности. Да, Дума как представительный орган власти принимает решения, но ответственности при этом никакой не несет.
    Вот на июньском заседании проголосовали за изменения в Устав, закрепив положение о том, чтобы мэр при назначении заместителей  кандидатуры согласовывал с Думой. Полномочия мэра как высшего должностного лица определены не только Уставом города, но и федеральным законом, и строятся на принципах единоначалия. Не надо забывать, что мэр — это выборная должность. Уже дважды большинство новгородцев, пришедших на выборы, голосовали за мэра Юрия Бобрышева. Можно говорить о недостатках, ошибках работы первого лица, как говорится, не ошибается только тот, кто не работает. Но давайте уважать решение большинства избирателей, сделавших свой выбор и доверивших Юрию Бобрышеву и дальше руководить городом. Голоса избирателей в его пользу — это и есть его оценка работы на этом посту. И степень доверия ему.
Хочется вспомнить и апрельское заседание Думы, когда, отчитываясь за 2013 г., мэр получил «неуд». Так посчитало большинство депутатов, в том числе и «новички», лишь с октября приступившие к своим представительским функциям. Спрашивается, что же им дало основания поставить мэру «неуд»? Город не подготовился к зиме и оказались заморожены дома? Остановился общественный транспорт? Не работали школы и детсады? Возникла поголовная безработица? Понятие «эффективность» предполагает серьезный анализ по конкретным критериям, с цифрами и динамикой. Все это было убедительно представлено в отчете мэра. Депутаты же, заявив о неэффективности его работы, на мой взгляд, убедительных аргументов не представили. Я присутствовал на том заседании. Особенно неловко, мне показалось, чувствовали себя депутаты со стажем, которым неоднократно до этого приходилось заслушивать ежегодные отчеты мэра, и им есть с чем сравнивать.
Вот и давайте вместе обсудим эти принципиальные, считаю, моменты на дискуссионной площадке, предлагаемой думцами. Там наверняка найдется время для выступлений и депутатов областной Думы от города, которым не дают слова на очередных заседаниях.
Это мнение не только мое. На Совете мэров прошлых лет мы на днях обсуждали ситуацию о наложении мэром вето на решение Думы по изменению Устава. В Совет мэров входят известные в городе люди — Александр Кукушкин, Александр Бузин, Николай Гражданкин и другие, которым пришлось возглавлять органы власти города в разные, очень непростые политические и экономические периоды. Органы власти назывались иначе, но суть была та же, и как бы ни было сложно, одна ветвь помогала другой, потому что и у той, и у другой главный приоритет — это  интересы новгородцев. Да, не обходилось без споров и противоречий, но всегда выстраивался конструктивный диалог, задача которого — решать проблемы города. Органы местного самоуправления – это симбиоз, совместная работа представительной и исполнительной ветви. Любой работающий здесь не семи пядей во лбу. Поэтому так важно держать руку на пульсе, взаимодействовать друг с другом и при необходимости — опираться на экспертов, профессионалов, грамотные и опытные кадры. Такие экспертные консультации во многом помогли бы и депутатам, если возникают претензии к исполнительной власти, находить грамотное решение. Раньше и при мэрии, помнится, был общественный совет, на обсуждение которого выносились серьезные вопросы. Сообща всегда проще находить выход из самых сложных ситуаций.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.