В поиске. Путей и денег

Дискуссия, развернувшаяся на последнем заседании городской Думы, продолжилась уже в эпистолярном жанре, перекочевав в Интернет и средства массовой информации.

Председатель Думы Великого Новгорода Владимир ТИМОФЕЕВ:

«В связи с обсуждением на Думе вопроса об увеличении поступлений от налогов на доходы физических лиц в бюджет Великого Новгорода вижу необходимость разъяснения позиции большинства городских депутатов по этому поводу.
Процесс формирования муниципального бюджета предполагает постановку и поиск путей реализации задач, стоящих перед муниципалитетом по решению вопросов местного значения, а также определение источников финансирования. Любой бюджет является плодом сложнейших переговоров и компромиссов между региональными и местными органами власти. И Великий Новгород здесь не является исключением. При этом основной акцент должен делаться на эффективное использование имеющихся ресурсов.
Сегодня мы являемся свидетелями торжества диалектического закона перехода количественных изменений в новое качество, то есть когда в результате неэффективного управления городским хозяйством основным критерием формирования бюджета Великого Новгорода является необходимость исполнения судебных решений. И эту новую реальность нельзя не учитывать при проведении бюджетного процесса.
Согласно письму заместителя прокурора области К.С. Сомова на исполнение всех судебных решений по капитальному ремонту жилых домов необходимо 555,7 млн рублей. Кроме того, вступило в силу судебное решение по строительству первого пускового комплекса II очереди полигона твердых бытовых отходов. К большому сожалению, этот перечень не является исчерпывающим.
Депутаты крайне обеспокоены состоянием всех муниципальных предприятий или акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета, которые в настоящее время находятся в состоянии банкротства или в предбанкротном состоянии. В этом перечне находятся такие градообеспечивающие предприятия, как ОАО «Ремстройдор» (банкротство), МУП «Теплоэнерго» (арестованы счета и не ведется подготовка к зимнему периоду), МУП «Новгородский водоканал» (предбанкротное состояние). Совершенно не ясна судьба ОАО «Автобусный парк» после окончания договора аренды автобусов с дочерним предприятием ООО «Питеравто». При этом банкротство Ремстройдора выглядит странно на фоне того, что мэрия не может освоить деньги на ремонт проездов к многоквартирным домам. Именно вопросам функционирования предприятий, подконтрольных муниципалитету, будут посвящены думские слушания, которые состоятся 17 сентября этого года.
Глядя на все происходящее, создается впечатление, что сегодняшняя администрация утратила способность системного управления городом, что неизбежно ведет к лавинному росту судебных решений и провалам в городском бюджете. При этом необходимо отметить, что городская инфраструктура до прихода данной администрации и ее руководителя имела устойчивый характер.
Недавно мы были свидетелями судебных и прокурорских решений в адрес компаний, строящих торговые центры «Мармелад», «Лента», а также уже построенных «Метрика» и «Боровичи-мебель», в части отсутствия разрешения на строительство. При этом средства от штрафных санкций по данным решениям идут в городской бюджет. Создается впечатление, что мэрии очень нравится за счет своих непрофессиональных действий пополнять доходную часть бюджета, разрушая при этом инвестиционный климат города и региона.
Кроме того, горожанам будет небезынтересно узнать, что в результате прокурорской проверки подтвердились факты нарушения законодательства при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка под жилым домом градоначальника, а также ошибки, допущенные при оценке кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ОАО «Алкон», что, на мой взгляд, уменьшило объем налоговых отчислений в городской бюджет.
В сложившейся ситуации я хочу выразить свое мнение, что прежде чем обсуждать увеличение городской доли налогов на доходы физических лиц необходимо разобраться в городском хозяйстве, максимально повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, а также решить все необходимые кадровые вопросы в Администрации Великого Новгорода».

Мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ:

«На первый взгляд, абсолютно деловое обсуждение вопроса по формированию городского бюджета на заседании Думы, после заседания, когда, казалось, уже все пришли к консенсусу, превратилось в итоге в сомнительные публичные выпады председателя Думы, решившего почему-то выступать от имени большинства депутатов. И выпады эти направлены, в первую очередь, против меня лично. Это явствует из размещенного, в том числе на официальном сайте Думы Великого Новгорода, комментария г-на Тимофеева. Не хочу обсуждать тон этого комментария, депутатский и политический опыт самого председателя Думы. Об этом все сказано в ответе фракции «Яблоко», тоже опубликованном в Интернете. Поэтому – по существу.
Очень сожалею, что в последнее время председатель Думы предпочитает общаться с мэром исключительно через СМИ, но раз он выбрал такой способ общения, продолжу.
Для начала давайте вспомним, что в администрацию города я пришел работать в конце 2007 г., вскоре после вступления в должность губернатора Сергея Митина. Тогда перед нами, в том числе и главой региона, стояла задача использовать предстоящие 1150-летие Великого Новгорода и международные Ганзейские дни, чтобы в кратчайший срок навести порядок в городе. Полагаю, нам это удалось, более того, мы не остановились на достигнутом. Отремонтированы десятки километров дорог, впервые за 60 лет сделан капремонт моста Александра Невского, пешеходного моста, ремонты выполнены в десятках дворов и проездов, впервые в городе появились мощеные плиткой тротуары. Я уже не говорю о новых памятниках, восстановленных фонтанах, отремонтированной Софийской площади, Кремлевском парке и пр.
Разумеется, ситуация с исполнением судебных решений по капремонтам домов не может не тревожить. Но, опять же, давайте вспомним 2007 год, когда начал реализовываться 185-ФЗ – федеральная господдержка капремонтов многоквартирных домов. Ведь Новгород тогда в этой программе не участвовал. Почему?! Получи деньги мы еще тогда, вероятно, количество нынешних судебных решений было бы куда как меньше. В итоге нам – уже новой городской команде – пришлось форсировать всё и за 3 месяца, после многочисленных переговоров, деньги получить, но уже на 2008 год и на более жестких условиях. Кто за это в ответе? Это и к утверждению, что «городская инфраструктура до прихода данной администрации и ее руководителя имела устойчивый характер».
С 2008 г. город участвовал во всех федеральных программах. За счет них, в частности, введена в строй станция первого подъема «Новгородского водоканала», заменено около 25% сетей. По линии модернизации «Теплоэнерго» у нас построена 31 новая современная котельная, вскоре готовимся сдать еще одну – в Деревяницах. Откровенно, нам достался разваливающийся общественный автопарк – 85% износа. Теперь же по городу ездят новые автобусы, жалоб от горожан нет. На город приходится почти половина регионального плана по строительству жилья, за несколько лет мы создали дополнительно 3 тыс. мест в детсадах, Новгород – единственный областной центр в стране, где очереди в детсад нет уже с 2 лет. По динамике инвестиционных вложений мы первые по Северо-Западу. Объемы инвестиций в основной капитал города по итогам 2013 года вдвое больше, чем, например, в Петрозаводске или Архангельске, в полтора раза – чем Орле и Владимире. Долговую нагрузку на бюджет, по сравнению, скажем, с 2005 годом, удалось снизить практически в два раза.
Упреки в мой адрес в части непонимания, как и из чего формируется бюджет города, попросту оскорбительны. Я много лет участвовал в бюджетном процессе как депутат областной Думы. Был председателем думского комитета по бюджетному процессу и экономике, знаю, насколько сложно формируются и областной, и городской бюджеты, насколько велики обязательства региональной и муниципальной власти перед населением, как непросто дается их исполнение. Это и к вопросу о НДФЛ. Давайте честно – если сейчас из бюджета города «вынуть» защищенные социальные статьи, то там останется только 180 млн руб. Это на все-про-все: благоустройство, ремонты и т.д. С другой стороны, городу необходимо строить развязки к третьему мосту, без них мост будет в никуда – цена вопроса около 500 млн руб. Плюс дорога к Аркажской слободе, чтобы там началась наконец-то сдача жилья, – еще 230 млн руб. Плюс исполнение судебных решений (более 300 млн руб), дорога от ул. 8 Марта до пр. Мира (700 млн руб.), срочный ремонт виадука у «Деки» (260 млн руб.). Это еще не все «узкие места», но только они требуют около 2 млрд руб. Сколько лет на решение этих проблем понадобится городу, имеющему в год всего 180 млн? Значит: или просим деньги в области, или ищем свои источники пополнения бюджета. Зная сложную ситуацию, сложившуюся в региональном бюджете, я предложил второй вариант – продажу акций «Автобусного парка». Это принесло бы около 400 млн руб., позволило бы исполнить судебные решения. Хорошо, депутаты не согласны на продажу «Автобусного парка». Какие еще финансовые источники искать? Их, совершенно неожиданно для меня, назвал депутат Хиврич, выступивший с предложением (не поддержанным на Думе) обратиться к правительству области с просьбой об увеличении городской доли от поступающих налогов на доходы физических лиц. Кстати, абсолютно нормальное предложение и не надо никому обижаться. Я и сам с такими просьбами неоднократно обращался в правительство. Сейчас, напомню, городу остается 15% от собираемого подоходного налога, а в соседнем Пскове – 25%, в Калининграде – 31%, в Ярославле – 30%. В то же время я, зная областной бюджет, четко понимаю, что выполнить предложение депутата Хиврича практически невозможно. Но вместе с тем и меня, и депутатов избирали горожане, и прежде всего мы должны отстаивать интересы города. Новгород – это почти 40% населения области, около 70% всей региональной экономики, а бюджет его, на мой взгляд, недостаточен. Хотя, и это тоже понятно, формирование бюджетов областного и городского – процесс переговорный, прежде всего, между мэром и губернатором. И с областными властями мы до сих пор к компромиссу приходили.
Рассуждения г-на Тимофеева об эффективности муниципальных предприятий, думаю, вызваны, скорее всего незнанием ситуации. Замечу лишь, что установка руководства страны – до 2016 года передать такие предприятия, как «Водоканал», «Теплоэнерго», частному бизнесу (в том числе за счет концессий). Я всегда считал, что жизнеобеспечивающие предприятия  должны быть муниципальными, но таковы государственная политика, федеральные законы... В итоге муниципальный, например, «Ремстройдор» не в состоянии конкурировать с частным бизнесом, выигрывать аукционы на государственные, муниципальные заказы. Отсюда — сложная финансовая ситуация. Хотя, скажем, то же «Теплоэнерго», несмотря ни на что, в техническом отношении – одно из лучших предприятий в стране. И, кстати, выполнило все свои планы по подготовке к зиме. Что бы кто ни говорил... Впрочем, состоятся думские слушания, назначенные на 17 сентября, на них будут присутствовать специалисты, досконально знающие ситуацию, там все подробно и обсудим.
О полигоне ТБО. И здесь председатель Думы не вполне владеет ситуацией. Судебное решение по полигону вступает в силу только в мае 2015 года. Учитывая, что на действующем полигоне сейчас ведутся работы, которые позволят продлить срок его службы, через тот же суд начало строительства первого комплекса II очереди полигона мы сможем отодвинуть еще на пару лет. К тому времени у нас будет готов проект, пройдена экологическая экспертиза, заложено финансирование, и мы сможем спокойно приступить к строительству. Кстати, уже ведем переговоры с возможным инвестором под этот проект.
Теперь о другом аспекте – намеках на мою личную налоговую нечистоплотность. За такие заявления, г-н Тимофеев, надо отвечать. Горожанам же поясню: дом с участком я купил 21 год назад. Учитывая, что он находится в исторической зоне, долгое время земля была в пожизненном пользовании и лишь после изменения законодательства недавно я смог ее выкупить. Разумеется, после подачи соответствующего заявления, получения кадастрового паспорта и полного юридического оформления. Оценку по госконтракту вела независимая фирма «Архземкадастр», причем оценивался не мой участок индивидуально, а шла переоценка всех кадастровых участков в Новгородской области, без исключения. Далее оценку своим постановлением утвердил уже областной департамент имущественных отношений и госзакупок. Как выяснилось (и это подтвердило региональное Управление Росреестра), «Архземкадастром» допущена ошибка, в госкадастр были занесены неверные сведения. Аналогичная ситуация и с земельным участком «Алкона» и, думаю, еще со многими участками в области. На исправление ошибок областному департаменту и «Архземкадастру» дано три месяца. В Законе о кадастре такой способ исправления поименован как «в порядке информационного взаимодействия» и четко указано, что от правообладателя участка ничего не зависит и не зависело на момент приобретения. Так что обвинения в мой адрес ничем не обоснованы и, надеюсь, выдвигал их г-н Тимофеев не умышленно, а опять же по  незнанию.
Соглашусь с председателем Думы, что ситуация в городе сложная. Сложная она и в области, и в стране в целом. Все мы были и не в таких, вспомните. Но всегда руководство области и города находило совместные решения всех вопросов жизнедеятельности Великого Новгорода и Новгородской области. Уверен, и на этот раз для блага новгородцев такие решения будут найдены».