Годы 1449 – 1455. Жития да похвалы
Середина XV века отмечена в истории Великого Новгорода расцветом особого жанра религиозной литературы – житиями святых и похвальными “словами” по поводу различных событий церковной жизни. В этом жанре фактический, документальный материал отступает на второй план, и главное внимание обращается на его обработку. Авторы житийной литературы (агиографии) старались превзойти друг друга в искусных литературных приемах. Специалисты называют это «вторым южнославянским влиянием», пришедшим на Русь через агиографов сербского и болгарского происхождения. Это был последний дар Византии нашему Отечеству: гибнущая Империя греков на прощание «наградила» русскую преемницу мастерством «плетения словес»…
ПОД ЗВОН КОЛОКОЛОВ И БОЙ КУРАНТОВ
Наиболее известным автором житий новгородских святых является Пахомий Серб (Логофет), который между 1429 и 1438 гг. в звании иеромонаха прибыл с Афона в Новгород. Уже в начале 1440-х годов он перебрался в Троице-Сергиеву лавру и жил главным образом там, хотя неоднократно в Новгород возвращался.
Пахомий Логофет составил не менее 10 житий, в том числе Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Саввы Вишерского, новгородских архиепископов Евфимия II, Моисея и, возможно, Иоанна и Ионы. Его перу также приписывают 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым.
Вчитаемся в жизнеописание новгородского епископа Евфимия Великого, который и пригласил Пахомия в Новгород: «Если хочешь видеть немногое из числа великих дел его, иди к храму Святой Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, а делом открывают они разнообразную красоту свою. Это даровал мне архиепископ Евфимий, — говорит одна церковь; другая говорит — таким благолепием он украсил меня; третья поведает — меня воздвиг он с основания. Храм великого Иоанна Златоустого, высокий и красивый, рукою Златоустого благословляет его и от его лица говорит: «Поелику ты воздвиг мне храм, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на Небе». Соборный храм Премудрости Божией, обветшавший от времени и возобновленный им, вещает: «Он возвратил мне прежнее благолепие мое, украсил меня святыми иконами, он — хвала и красота моя».
Воздавая должное строительной деятельности новгородского архиепископа, Пахомий упоминает о строительстве на Владычном дворе «столпа с часами» – первой Часозвони, действительно возведённой в 1449 году. Её фундамент, по мнению археологов, сохраняется в составе руинированного комплекса Владычного дворца, разрушившегося в XVII веке.
По мнению историков Средневековья, горожанин в то время отмерял время в двух измерениях: по колокольному звону он узнавал о начале или завершении церковных служб; а для ремесленной или торговой деятельности прислушивался к бою часов-курантов. Тот факт, что и главная городская колокольня, и первые часы с боем появились во дворе новгородского владыки, лишний раз убеждает нас в том, что он был не только высшим лицом в Новгородской епархии, но и фактическим главой вечевой республики.
КОНЕЦ ЦАРЬГРАДА
29 мая 1453 г. после трехдневного штурма турецкое войско султана Мехмеда II по прозванию Фатих (Завоеватель) захватило столицу Византии Константинополь, положив конец 1100-летней истории христианской Византийской империи. К этому времени некогда грозная империя ромеев сократилась до крошечного «островного» государства на Пелопоннесе и вокруг Константинополя. Тем не менее падение Царьграда потрясло весь православный мир и на какое-то время деморализовало церковную иерархию на Руси.
Последний византийский император Константин ХI Палеолог (дядя Зои (Софьи) Палеолог, бабушки Ивана Грозного) погиб, героически сражаясь в рядах защитников города. Его опознали в огромной горе трупов по маленьким золотым двухглавым орлам на пурпурных сафьяновых сапогах. Султан приказал отрезать Константину голову и выставить ее для всеобщего обозрения на ипподроме, а тело похоронить с подобающими почестями.
Теперь у православных христиан на Руси обозначилась дилемма – сохранить единство традиционной веры и обрести новый центр своей конфессии или же оказаться разобщёнными в религиозном плане, а значит обречёнными на распад пятисотлетнего союза русских княжеств. Москва как сложившаяся в XIV веке столица русского православия и Новгород, постоянно находившийся под влиянием католической Литвы и других стран Европы, в сложившейся ситуации были обречены на конфликт.
«СЛОВА НЕ ОСЛЫШЬСЯ»
1450 г. – «И в это перемирие приехать в Великий Новгород немецким послам, честным людям, от 73 городов заморских и на сем поморьи, и приехать в Великий Новгород и говорить о торговле и о всех обидных делах» (Договорная грамота Великого Новгорода с ганзейскими городами о перемирии на семь лет);
Ок. 1452 г. – «От посадника новгорочкого Михаила Онаньинича, и от тысяцкого новгородчкого Оникия Власиевичя, и от всего господина Великого Новагорода, с веча у Ярославля двора, к Микитки Тинчову. Что еси взял у посла у колываньского у Ивана и у Гостили два рубля, и ты то отдаи. А Великого Новагорода слова не ослышься; а ослышишисяся, быти от Великого Новагорода в казни» (Грамота Великого Новгорода Никите Тинчову с приказанием уплатить взятые им у колыванского (таллинского – С.А.) посла Ивана и у Гостилы два рубля);
1453 г. – «Князь Дмитреи Юрьевич Шемяка умре с отравы в Великом Новеграде июня 17-го. Того же лета царь Моамет Турски взял Царьград» (Новгородская летопись по списку Дубровского).