С музыкой в крови

18.09.2014

Борис Погудин — личность в Великом Новгороде известная. Артист того поколения, которое называют «настоящим».

С музыкой в крови 1Не так часто встретишь людей, которые занимаются по-настоящему своим делом. Ведь многим мешают всякие «но» и «если», вынуждающие работать не там, где мечтал, быть тем, кем на самом деле не являешься. Именно поэтому приятно пообщаться с теми, кто вопреки всему нашел свое призвание. Один из таких – Борис Погудин, тенор, солист Новгородской филармонии. Мы встретились с Борисом Ивановичем в преддверии его юбилейного концерта.

— Борис Иванович, музыка у вас в крови? Как и у вашего племянника, прекрасного исполнителя русских романсов — Олега Погудина. Сама фамилия будто оставила отпечаток, ведь бытует мнение, что произошла она от слова «гудок» — названия народной скрипки. Можно ли говорить, что песня, тяга к ней — характерная черта всего вашего рода?
— Интересные сведения по поводу фамилии. Предопределенность ли в этом какая-то? Не знаю. Но факт остается фактом — у нас, действительно, вся семья очень музыкальная. У мамы был очень хороший слух. Возможно, поэтому она и не любила незамысловатые народные мотивы, а признавала только классику. Отец же обладал прекрасным голосом. Он умел играть практически на любых музыкальных инструментах. А вообще вся семья жила музыкой. Каждое утро мы просыпались под пение Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Георгия Нэлеппа, которое повсеместно звучало тогда по радио. Это тоже оставило отпечаток, сформировало вкус. Сейчас в моей личной фонотеке только классика. Нет ни единой эстрадной песни. Я ее просто не понимаю, не чувствую. Видимо, этим я в мать (улыбается).
— Обратимся к творческому пути. Помните, с чего все начиналось?
— Уже в четвертом классе я исполнил арию Ленского. Как сейчас помню (напевает): «Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит…». Учителя были в шоке. В четвертом классе, а уже такие вещи исполняю. А вообще данные к пению были у всех в нашей семье, а по этому направлению пошел только я глупенький (смеется). Все остальные больше по научным и техническим специальностям.
— Исполнив в школе арию, вы, я так понимаю, сделали первый шаг. Но как развивались события дальше?
— Потом в 1960-м меня призвали на срочную службу. Я оказался в зенитно-ракетных войсках. И тут, действительно, дело случая, причем довольно забавного — буквально за некоторое время до моего приезда наша часть хорошо показала себя на стрельбах в Казахстане. По этому поводу должен был приехать к нам почти весь цвет генштаба из Москвы. Естественно, готовился концерт. А в то время стала зарождаться мода на иностранные композиции — итальянские особенно. И вот для выступления я подготовил несколько песен — польские, итальянские, испанские. Языков не знал, не понимал ни единого слова. Все учил с пластинок на слух. Выступил. Все в восторге. Особенно от неаполитанской «Санта Лючия». За кулисами ко мне подходит генерал-майор и спрашивает: «А откуда вы знаете столько языков?» Я испугался порядком (смеется). Все-таки в ракетных войсках служил, секретность и так далее. Но, слава богу, все обошлось. Меня на концерте особо отметил главнокомандующий и подписал документы о переводе в ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа.
— Тогда же вы впервые посетили Новгород?
— Да. В 1962 году вместе с ансамблем были на гастролях. В ноябре выступали  в драматическом театре, который находился на месте теперешней Филармонии. Прекрасно помню, что город тогда бурлил, развивалась электроника, много молодежи было. Концерт, кстати, прошел на ура.
— Кого бы вы назвали своим учителем?
— Таких людей несколько. Но особо хочу отметить одного — это прекрасный, изумительный болгарский тенор Илия Иосифов, в прошлом — солист итальянской «Ла Скалы». Он несколько раз стажировал у нас в России. И вот, когда он был в Санкт-Петербурге, мне удалось с ним позаниматься.
— Недавно вы отметили свое 75-летие, но продолжаете выступать и при этом держите самую высокую планку. Что заставляет до сих пор двигаться вперед, творить?
— Конечно, только музыка. Она меня спасает, ведет вперед. Ее сила, ее мощь и красота, а также та душевная гармония, которую она привносит в мою жизнь, — без всего этого уже не обойтись. Да и как  без творчества можно существовать? Вот вы знаете, как? Я не знаю…

Иван ВАСИЛЕНКО




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.