К выгоде горожан

Полемика между руководством Администрации Великого Новгорода и городской Думы, появившаяся на страницах газеты «Новгород», не оставила равнодушными как целый ряд наших коллег по СМИ (как местных, так и федеральных), так и многих горожан.

В редакцию газеты обратился генеральный директор ОАО «ПАТП-ТАКСОПАРК» Виктор АЛЕКСАНДРОВ, в недавнем прошлом сам депутат городской Думы. Человек заслуженный и известный — удостоен звания «Почетный работник транспорта России», награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и т.д. В этом году Виктор Геннадьевич также стал обладателем одной из высших муниципальных наград — знака «За заслуги перед Великим Новгородом». Его мнение о сложившейся ситуации вряд ли кто-то сочтет некомпетентным и рядовым.

«В последнее время — так сложилось — я мало слежу за высокой политикой, а вот жизнь внутри города мне очень интересна: внимательно просматриваю все новости, читаю газету «Новгород». И, разумеется, не мог не обратить внимание на разгорающуюся полемику между мэрией и депутатами. Что могу сказать? Нынешняя городская Дума — непростая, спорная, но это и хорошо. Лично мне она внушает оптимизм. И многие ее действия считаю правильными, но согласен все же не со всем.
Безусловный положительный момент — в Думе существует множество мнений, состав различный: от нашего «мэтра», заслуженного капитана-директора КЮМа Николая Варухина до молодого политика Константина Хиврича. Кстати, последний обращает на себя внимание, в том числе, совершенно деловыми предложениями. Например, об увеличении отчислений от НДФЛ для Новгорода. Удивлен, что коллеги-депутаты его не поддержали, а, наоборот, обрушились с критикой. Почему? Регионы просят у федерального руководства оставить им как можно больше средств, того же хотят и областные центры. И совершенно нормально, что муниципалитет добивается серьезных отчислений в свой бюджет, ведь, образно говоря, вся основная жизнь области (количество населения, экономика и т.д.) здесь «варится».
Кстати, тот же Хиврич затронул тему возвращения почти 200 млн руб. долга правительства Новгородской области перед ОАО «Автобусный парк» за перевозку льготников. И тут опять его никто не поддержал.
Вообще, на ситуации с «Автобусным парком» хотел бы остановиться отдельно. Тема мне, как транспортнику, близкая и понятная, тем более что компания — мои «соседи». Мэр и администрация города просят разрешения на продажу пакета акций парка, Дума — воспротивилась. И мне непонятно, почему. Мое мнение: мэрия — это не коммерческое предприятие, она не должна иметь собственности, не связанной с социальной сферой: школы, детсады, спортцентры и т.д. Никакой арендой не должна заниматься, никаким извлечением прибыли — не административное это дело. Мэрия должна жить на налоги, собирать их, способствовать, чтобы они не были непосильными для бизнеса. Это касается и транспортной отрасли. По всей стране приватизация транспорта закончилась в 2003 году, у нас в городе процесс затянулся. Когда мне говорят — вот там-то и там-то есть муниципальные предприятия, как, например, сейчас создают в Москве муниципальное такси, то отвечаю: кто-то тогда нажился, все муниципальное продав, теперь это пытаются сделать по второму кругу за бюджетные деньги. Не лучший «пример».
«Автобусный парк» должен быть продан. Острой транспортной проблемы в городе нет. И когда компанию критикуют за низкую рентабельность, это не значит, что она плохо работает. То, что не получается, связываю с нынешней формой управления. Руководство предприятия да и сама компания в целом — заложники ситуации. Я сочувствую директору ОАО Дмитрию Веркину — как работать руководителю, если он связан по рукам и ногам, не зная, что ждет его завтра? Никаких перспектив! Он не может ни у кого ничего требовать. По тем же долгам за проезд льготников молчит — попробуй-ка сказать! Завтра будет неугодный не тем, так другим. В том числе и поэтому должно быть коммерческое предприятие, где директор — самодостаточный хозяин.
Есть доводы, что частник сразу тарифы поднимет. Помилуйте! Тарифы контролируются региональным правительством и поднять их без согласования с властями нельзя. Да, есть проблема льготников. Она больная для всей страны и порождает бесхозяйственность. На мой взгляд, давно надо вести разговор не об огульной раздаче льгот, а об адресной помощи тем, кто действительно нуждается. Решать надо не на уровне города, а всей страны. Это должна взять на себя власть федеральная и областная. Не заигрывать перед избирателями, как это, например, делается, когда говорят о льготном проезде, не неся никакой материальной ответственности. Так не должно быть! Услуги по перевозке льготников должны оплачиваться четко, и если предприятие будет частным, оно сможет потребовать оплаты — нельзя не кормить лошадь и требовать, чтобы она возила.
Поэтому продажа «Автобусного парка» — абсолютно нормальная постановка вопроса, никакой беды нет. Правда, нельзя всё — базы, все перевозки – отдавать в одни руки, тут надо подойти с умом. И я знаю, что есть желающие участвовать в покупке и у нас в городе, есть инвесторы из других регионов. То есть, будет реальная борьба. Поэтому позицию депутатов я не понимаю. Уверен, Дума должна заниматься контролем и законотворчеством, поддерживать стратегические направления развития города, а не залезать в хозяйственную деятельность предприятия, здесь и мэр должен справиться.
Кстати, о мэре. Идеальных руководителей в природе не существует. Но я не согласен, когда говорят, что всё в городе плохо. Это  не так. С другой стороны, если такой опытный человек как Юрий Бобрышев не справляется, то кто тогда справится? У него огромный опыт хозяйственной деятельности и работы в областной Думе, он прекрасно знает город, разбирается в бюджете, «подкован» во многих направлениях. Говорить, что он некомпетентен, это, извините, просто не серьезно. Назначать кого-либо, разбирающегося только в бизнес-планах, — нет, не пойдет. Нынешний мэр, я считаю, отвечает всем требованиям. Хотя, конечно, в свое время придет и смена, но сейчас об этом говорить рано.
А вот что Дума Юрия Ивановича «клюет» — поддерживаю, не должно быть, чтобы все поголовно «за», пусть не расслабляется. И горожанам это выгодно, когда есть такая полемика, без единообразия господствующего мнения».