Контроль, ещё контроль…

18.09.2014

Депутаты намерены наравне с мэрией рассматривать вопросы участия частного капитала в работе муниципальных предприятий.

Контроль, ещё контроль... 1Как будет убираться город зимой, каково нынешнее состояние МУП «Новгородский водоканал» и «Теплоэнерго» – эти вопросы обсуждали депутаты на совместных заседаниях постоянных комиссий Думы Великого Новгорода.

Начало положили отчеты «Водоканала» и «Теплоэнерго» за 2013 г. и первое полугодие 2014 г. Готовились основательно, поэтому и разговор получился предметный.

О воде

Ситуация по «Водоканалу» непростая, впрочем, как и по всей стране. Как подчеркнул руководитель предприятия (по «совместительству» и сам депутат) Сергей Золотарев, с 2008 г. в отрасли пошло падение, убыточными стали почти 80% аналогичных компаний. Основные причины – тарифы (скажем, на 2014 г. наш МУП просил тариф в полтора раза больше утвержденного в результате) и снижение объемов реализации. Последнее связано как с внедрением ресурсосберегающих технологий, так и с установкой приборов учета. То, что для потребителя стало благом, для коммунальщиков – проблема, не просчитали последствия, судя по всему, на самых «верхах». Увеличить объемы можно, но, понятно, не за счет коттеджей и даже многоквартирных домов, а строительством крупных предприятий. Но тут уже вопросы и к городским, и к областным властям – им искать инвесторов.
Что же до «Водоканала», надо признать, работать пытаются эффективно, в том числе и стараниями нового руководителя. При убытке в 70 млн руб. в 2013 г. предприятие сейчас выходит на «ноль». Долгов по зарплате и налогам нет. Сократилось число аварий, утечек, есть разработки по новой системе очистки воды. Да, есть и многомиллионные кредиты, и проблема с дебиторской задолженностью – порядка полторы тысячи исков в прошлом году, около 700 в нынешнем. Один из выходов Сергей Золотарев видит в прямой работе с управляющими организациями, муниципальным «ИАЦ по ЖКХ» и т.д. – «расщепить» данные по квартирам-неплательщикам, создать ответственную структуру из представителей всех ресурсоснабжающих организаций и приступать к коммунальным «репрессиям» – закон дает право ограничить электроснабжение. Опыт показывает, мера действенная, деньги у должников находятся быстро.
Впрочем, среди масштабных должников числятся и муниципальные предприятия, что вызвало у депутатов серьезные вопросы к мэрии. Как и неэффективная инвестиционная программа: если с работами «Водоканал» запаздывает на 2 года, то почему раньше не били в колокола и лишь недавно разработали новую программу, которую еще предстоит утвердить на уровне региона и которую городские депутаты даже не видели. А время уходит, как вода в песок. В буквальном смысле – вместо необходимого ремонта 17 км водоводов в год  делается три, по канализации еще хуже – вместо 20 км всего… 500 метров в этом году. Не ясна и судьба «ливневки» – брать на баланс Золотарев как нормальный гендиректор хочет только исправную (или с компенсацией), ибо на ремонт еще и ее денег нет. Короче – надо разобраться. «Вы всегда найдете у нас поддержку и содействие. Главное, понимать причины происходящего», – сказал коллеге председатель Думы Владимир Тимофеев.

О тепле

С тарифов началось и выступление гендиректора «Теплоэнерго» Юрия Тропинова. За последние 5 лет тариф на тепло вырос на 60% (к слову, в Новгороде – он один из самых низких по СЗФО). При этом тарифы на ресурсы росли куда как более значительно: по воде – на 77%, по электроэнергии – на 95%, по газу (рекламируемому как «народное достояние» – это 60% расходов предприятия) — на 141%. Плюс – та же дебиторка (а эффективность по работе судебных приставов – 5%), падение реализации и т.д. Итог – серьезные долги, в 8 раз сокращенная ремонтная программа, износ оборудования в среднем выше 50%. Стараются, «выплывают», но…Чтобы выйти на безубыточный уровень, «некорректный», по мнению руководства «Теплоэнерго», нынешний тариф надо поднимать на 14,7% – здесь решение за областными властями. Справедливости ради заметим, что санкционированное регионом повышение тарифа на проезд в Великом Новгороде сразу на 25% в этом году позволило ОАО «Автобусный парк» существенно улучшить непростую финансовую ситуацию.
В свою очередь, Владимир Тимофеев обратил внимание на схожесть ситуаций в муниципальных предприятиях: миллионные долги, отсутствие, по его мнению, контроля и поддержки со стороны мэрии. «Получается, что до 2008 г. предприятия были успешными, имели прибыль. А в дальнейшем начались события, ведущие к банкротству. Только долг «Газпрому» порядка 200 млн руб. ставит под удар существование МУП «Теплоэнерго» и наносит огромный ущерб всей области. Получается, теперь нужно принимать героические оперативные решения, чтобы эту ситуацию кардинально изменить», – подчеркнул он.
Вице-мэр Марина Белова заметила, что в соответствии с ранее утвержденным графиком на этой неделе подпишут постановление администрации города о передаче в концессию объектов «Теплоэнерго» – новый путь развития муниципальных предприятий через привлечение частного капитала. Далее начнется процедура приема заявок от желающих принять участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Но интерес потенциальных инвесторов тоже во многом завязан на тариф. «Для того, чтобы концессия имела под собой достаточное обоснование, региональный центр по тарифообразованию должен предоставить в установленные сроки данные о размере тарифа, с которым в будущем придется работать концессионеру. Тариф будет учитывать и доступность услуги для горожан, и покрываемость расходов концессионера. Главная задача концессии – это приравнять себестоимость выработки единицы продукции к тарифу, поскольку тариф носит социальный характер и регулируется государством. Нам нужно приложить максимум усилий, чтобы та себестоимость, с которой сегодня работает МУП «Теплоэнерго», для выработки этой единицы была близка к тарифу», – пояснила Белова.
Позднее на плановых заседаниях думских комиссий Евгений Кузиков отметил, что решением предыдущего созыва Думы разработка концессионных соглашений отдана на откуп мэрии, что «неправильно». Вопрос о включении нынешних депутатов в эту работу вынесен им на очередное заседание Думы.

Об уборке

Контракт на уборку города мэрия планирует заключить на полтора года – с октября 2014-го по март 2016-го. Стоимость – 362 млн руб., на 5% выше предыдущего. Дискуссия разгорелась незамедлительно. Так, Евгений Кузиков еще раз предложил не создавать единый контракт, а разбивать город на участки, соответственно, выставлять на аукционы несколько лотов. «Возможно, убирать город будут сразу несколько компаний. Возможно, все аукционы выиграет одна, но тогда мы тоже получим конкурс, конкурентную борьбу и экономию средств», – сказал он. В ответ Юрий Пшеницын заметил, что необходимости в дроблении контракта нет – это и раньше обсуждалось на рабочих группах, участники пришли к такому выводу, все зафиксировано в протоколах заседаний. «У маленьких организаций недостаточно техники, они просто не смогут нормально убирать. Кроме того, контролировать и спрашивать с одной компании проще. Я вам ответственно заявляю – в городе стало намного чище», – подчеркнул он.
Илья Костусенко согласился с коллегой: «Логика есть. Город должна убирать специализированная компания с хорошей базой». Но при этом поинтересовался: а не получится ли как в прошлом сезоне – платить за уборку невыпавшего снега?  Представители мэрии заверили, что корректировки по оплате в нынешнем контракте возможны, в отличие от предыдущего. И, что особенно важно, цена контракта в сторону повышения однозначно меняться не будет. «Что ж, мы ведь хотим, чтобы убиралось нормально и, по возможности, экономия была. Хорошо. Но не забывайте – контроль, контроль и еще раз контроль!» – акцентировал внимание мэрии Илья Костусенко.
Представители «Городского хозяйства» (в том числе и руководитель  депутат Владимир Еремин) заверили – без этого никуда. По прошлому контракту санкции за нерадивую уборку превысили 2,5 млн руб.

Михаил  БОГОЛЮБОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.