Контроль, ещё контроль…
Депутаты намерены наравне с мэрией рассматривать вопросы участия частного капитала в работе муниципальных предприятий.
Как будет убираться город зимой, каково нынешнее состояние МУП «Новгородский водоканал» и «Теплоэнерго» – эти вопросы обсуждали депутаты на совместных заседаниях постоянных комиссий Думы Великого Новгорода.
Начало положили отчеты «Водоканала» и «Теплоэнерго» за 2013 г. и первое полугодие 2014 г. Готовились основательно, поэтому и разговор получился предметный.
О воде
Ситуация по «Водоканалу» непростая, впрочем, как и по всей стране. Как подчеркнул руководитель предприятия (по «совместительству» и сам депутат) Сергей Золотарев, с 2008 г. в отрасли пошло падение, убыточными стали почти 80% аналогичных компаний. Основные причины – тарифы (скажем, на 2014 г. наш МУП просил тариф в полтора раза больше утвержденного в результате) и снижение объемов реализации. Последнее связано как с внедрением ресурсосберегающих технологий, так и с установкой приборов учета. То, что для потребителя стало благом, для коммунальщиков – проблема, не просчитали последствия, судя по всему, на самых «верхах». Увеличить объемы можно, но, понятно, не за счет коттеджей и даже многоквартирных домов, а строительством крупных предприятий. Но тут уже вопросы и к городским, и к областным властям – им искать инвесторов.
Что же до «Водоканала», надо признать, работать пытаются эффективно, в том числе и стараниями нового руководителя. При убытке в 70 млн руб. в 2013 г. предприятие сейчас выходит на «ноль». Долгов по зарплате и налогам нет. Сократилось число аварий, утечек, есть разработки по новой системе очистки воды. Да, есть и многомиллионные кредиты, и проблема с дебиторской задолженностью – порядка полторы тысячи исков в прошлом году, около 700 в нынешнем. Один из выходов Сергей Золотарев видит в прямой работе с управляющими организациями, муниципальным «ИАЦ по ЖКХ» и т.д. – «расщепить» данные по квартирам-неплательщикам, создать ответственную структуру из представителей всех ресурсоснабжающих организаций и приступать к коммунальным «репрессиям» – закон дает право ограничить электроснабжение. Опыт показывает, мера действенная, деньги у должников находятся быстро.
Впрочем, среди масштабных должников числятся и муниципальные предприятия, что вызвало у депутатов серьезные вопросы к мэрии. Как и неэффективная инвестиционная программа: если с работами «Водоканал» запаздывает на 2 года, то почему раньше не били в колокола и лишь недавно разработали новую программу, которую еще предстоит утвердить на уровне региона и которую городские депутаты даже не видели. А время уходит, как вода в песок. В буквальном смысле – вместо необходимого ремонта 17 км водоводов в год делается три, по канализации еще хуже – вместо 20 км всего… 500 метров в этом году. Не ясна и судьба «ливневки» – брать на баланс Золотарев как нормальный гендиректор хочет только исправную (или с компенсацией), ибо на ремонт еще и ее денег нет. Короче – надо разобраться. «Вы всегда найдете у нас поддержку и содействие. Главное, понимать причины происходящего», – сказал коллеге председатель Думы Владимир Тимофеев.
О тепле
С тарифов началось и выступление гендиректора «Теплоэнерго» Юрия Тропинова. За последние 5 лет тариф на тепло вырос на 60% (к слову, в Новгороде – он один из самых низких по СЗФО). При этом тарифы на ресурсы росли куда как более значительно: по воде – на 77%, по электроэнергии – на 95%, по газу (рекламируемому как «народное достояние» – это 60% расходов предприятия) — на 141%. Плюс – та же дебиторка (а эффективность по работе судебных приставов – 5%), падение реализации и т.д. Итог – серьезные долги, в 8 раз сокращенная ремонтная программа, износ оборудования в среднем выше 50%. Стараются, «выплывают», но…Чтобы выйти на безубыточный уровень, «некорректный», по мнению руководства «Теплоэнерго», нынешний тариф надо поднимать на 14,7% – здесь решение за областными властями. Справедливости ради заметим, что санкционированное регионом повышение тарифа на проезд в Великом Новгороде сразу на 25% в этом году позволило ОАО «Автобусный парк» существенно улучшить непростую финансовую ситуацию.
В свою очередь, Владимир Тимофеев обратил внимание на схожесть ситуаций в муниципальных предприятиях: миллионные долги, отсутствие, по его мнению, контроля и поддержки со стороны мэрии. «Получается, что до 2008 г. предприятия были успешными, имели прибыль. А в дальнейшем начались события, ведущие к банкротству. Только долг «Газпрому» порядка 200 млн руб. ставит под удар существование МУП «Теплоэнерго» и наносит огромный ущерб всей области. Получается, теперь нужно принимать героические оперативные решения, чтобы эту ситуацию кардинально изменить», – подчеркнул он.
Вице-мэр Марина Белова заметила, что в соответствии с ранее утвержденным графиком на этой неделе подпишут постановление администрации города о передаче в концессию объектов «Теплоэнерго» – новый путь развития муниципальных предприятий через привлечение частного капитала. Далее начнется процедура приема заявок от желающих принять участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Но интерес потенциальных инвесторов тоже во многом завязан на тариф. «Для того, чтобы концессия имела под собой достаточное обоснование, региональный центр по тарифообразованию должен предоставить в установленные сроки данные о размере тарифа, с которым в будущем придется работать концессионеру. Тариф будет учитывать и доступность услуги для горожан, и покрываемость расходов концессионера. Главная задача концессии – это приравнять себестоимость выработки единицы продукции к тарифу, поскольку тариф носит социальный характер и регулируется государством. Нам нужно приложить максимум усилий, чтобы та себестоимость, с которой сегодня работает МУП «Теплоэнерго», для выработки этой единицы была близка к тарифу», – пояснила Белова.
Позднее на плановых заседаниях думских комиссий Евгений Кузиков отметил, что решением предыдущего созыва Думы разработка концессионных соглашений отдана на откуп мэрии, что «неправильно». Вопрос о включении нынешних депутатов в эту работу вынесен им на очередное заседание Думы.
Об уборке
Контракт на уборку города мэрия планирует заключить на полтора года – с октября 2014-го по март 2016-го. Стоимость – 362 млн руб., на 5% выше предыдущего. Дискуссия разгорелась незамедлительно. Так, Евгений Кузиков еще раз предложил не создавать единый контракт, а разбивать город на участки, соответственно, выставлять на аукционы несколько лотов. «Возможно, убирать город будут сразу несколько компаний. Возможно, все аукционы выиграет одна, но тогда мы тоже получим конкурс, конкурентную борьбу и экономию средств», – сказал он. В ответ Юрий Пшеницын заметил, что необходимости в дроблении контракта нет – это и раньше обсуждалось на рабочих группах, участники пришли к такому выводу, все зафиксировано в протоколах заседаний. «У маленьких организаций недостаточно техники, они просто не смогут нормально убирать. Кроме того, контролировать и спрашивать с одной компании проще. Я вам ответственно заявляю – в городе стало намного чище», – подчеркнул он.
Илья Костусенко согласился с коллегой: «Логика есть. Город должна убирать специализированная компания с хорошей базой». Но при этом поинтересовался: а не получится ли как в прошлом сезоне – платить за уборку невыпавшего снега? Представители мэрии заверили, что корректировки по оплате в нынешнем контракте возможны, в отличие от предыдущего. И, что особенно важно, цена контракта в сторону повышения однозначно меняться не будет. «Что ж, мы ведь хотим, чтобы убиралось нормально и, по возможности, экономия была. Хорошо. Но не забывайте – контроль, контроль и еще раз контроль!» – акцентировал внимание мэрии Илья Костусенко.
Представители «Городского хозяйства» (в том числе и руководитель депутат Владимир Еремин) заверили – без этого никуда. По прошлому контракту санкции за нерадивую уборку превысили 2,5 млн руб.
Михаил БОГОЛЮБОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)