Маленький шажок на длинном пути истории

11.06.2009

Сохраняя уголок исчезающей России, мы помогаем её возрождению

Маленький шажок на длинном пути историиНе круглый, но все-таки юбилей – 45 лет со дня основания – отметил Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». Праздник собрал не только нынешних, но и прежних сотрудников уникального комплекса. Своеобразная его изюминка – открытие новой экспозиции – «Баня. Мытье», стать одними из первых посетителей которой буквально через день смогли участники VIII Международного фестиваля народного искусства и ремёсел «Садко».

Ровно 45 лет назад, а именно, 5 июня 1964 года, новгородский горисполком принял решение о создании музея образцов деревянного народного творчества. Инициатива, идейным вдохновителем которой стал выдающийся архитектор-реставратор Леонид Красноречьев, была своевременной. И дело не только в тотальном уничтожении церквей. В 1960-е начался массовый отток людей из деревень: уникальные памятники народного зодчества исчезали на глазах.
– Заслуга Леонида Красноречьева в создании музея велика, – отметил заведующий «Витославлицами» с 1980 по 1985 год Сергей Масловский. – Только благодаря ему стало возможным сохранить уголок, из которого вышли все мы.
Открытие самого музейного комплекса состоялось чуть позднее – в мае 1967. Но вплоть до середины 1970-х Витославлицы были мало похожи на нынешние. Как вспоминает одна из первых заведующих музеем Людмила Филиппова, экспонаты еще только доставляли (один даже перевезли на вертолете), не было привычной ограды, штат научных сотрудников насчитывал всего два человека.
– В 1970-е годы в Витославлицы привезли много экспонатов – нужно было спешить, ведь время работало не на нас, – говорит Людмила Андреевна (кстати, автор всех путеводителей по нашему музею деревянного зодчества). – Теперь я часто приезжаю сюда и восхищаюсь: по сравнению с тем, с чего мы начинали, – это просто земля и небо.
Примечательно, что особое внимание к Витославлицам было не только со стороны властей и музейных работников, но и простых новгородцев. Так, в 1990 году по требованию горожан местные руководители КПСС наконец-то передали музею дворец Орловой, ранее бывший дачей для партийных боссов.
Постперестроечные годы для Витославлиц стали серьезным испытанием, но музей не только выжил, во многом благодаря самоотверженности работающих здесь людей с нынешним заведующим Людмилой Паршиной во главе, но и не перестал разрастаться. При этом даже сократился временной отрезок от доставки экспоната и реконструкции (в ходе которой максимально сохраняется оригинальная составляющая памятника зодчества) до его представления публике. Например, буквально недавно привезенная сюда из Боровичского района конюшня уже заняла свое место в экспозиции.
Кстати, уникальность новгородского музея деревянного зодчества под открытым небом не только в его экспонатах и богатейшей этнографической коллекции, но и в «производственной» составляющей. В отличие от своих «коллег» Витославлицы работают круглогодично и без выходных. И юбилей не стал исключением, не помешал со всем радушием встретить участников VIII Международного фестиваля народного искусства и ремёсел «Садко», приехавших в Витославлицы на XXXIII областной летний праздник фольклора и ремёсел «На улице корогод, расплясался весь народ!»
Даже погода, не особо радовавшая новгородцев в последние дни, словно смилостивилась и подарила юбиляру солнечную улыбку без капельки дождя. Ровно в полдень отзвонили колокола – и началось. Словно сотни бабочек в различных нарядах опустились разом на Витославлицы: десятки фольклорных коллективов закружились в танцах, заиграли на всевозможных инструментах, запели песни. «Ох, чернобровая моя», «То не вечер, то не вечер», «Гармонист, выходи!» – неслось с деревенских улиц и полян. Тут же можно было стать и свидетелем обряда сватовства – причем не только исконно новгородского, но и вологодского. Ну а кому пассивное созерцание не к лицу, то пожалуйста – любые народные игры («шелыга», «бабки», «попрыгухи»), участвуя в которых можно было стать обладателем местных денег – «потешек», с правом обмена их на сувениры в призовой лавке.
А у церкви Николы из деревни Высокий Остров другое оживление. Здесь раскинулась ремесленная ярмарка – изделия из кожи, металла, глины, традиционные куклы «улетали», как горячие пирожки.
Солидные мужчины (и не только) меж тем обсуждали достоинства живого пива и медовухи, сокрушенно вздыхая: «Вот только на таких праздниках и попробуешь!». Пробовать пришлось недолго – в три часа дня колокольные звоны ознаменовали собой окончание праздника.
– У вас великолепный город, очень добрый, мы даже не ожидали такого приема, – поделилась участница фольклорного ансамбля из Москвы «Беш-о-дром» (реконструкция традиций цыган XIX века) Алена Травкина. – А Витославлицы – это вообще отдельный разговор. Я была во многих подобных музеях, в Кижах, например, но их с вашим не сравнить – там все строго, холодно, а здесь уютно, по-домашнему. И смотрительницы ведут себя, как настоящие хозяйки дома, даря тепло каждому. Такое – неповторимо.
…Сколько себя помню, помню и Витославлицы. Сказочные и таинственные в объятьях сугробов или моложавые в окружении буйной зелени – они прекрасны всегда. И я искренне верю, что они останутся такими же для моих детей и внуков, что 45 лет – это лишь маленький шажок на длинном пути их славной истории.

Название музея «Витославлицы» происходит от одноименного села, существовавшего здесь в XII—XVIII веках. Около 1187 года село было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. В 1207 году оно стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века здесь поселилась графиня Анна Орлова, сохранился её дом, построенный архитектором Росси.
Основанный в 1964 году музей включает древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVI века, жилые и производственные постройки XVIII—XIX веков.
Сейчас на территории музея площадью 30 га разместились 22 памятника: церкви, часовни, избы, мельница, кузница, амбар, житницы. 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.