Годы 1885 – 1891. Миротворческие годы

11.06.2009

В царствование императора Александра III (1881 – 1894 гг.) Россия достигла многих поставленных перед собой целей как во внешней политике, так и в экономике. При царе, заслужившем у историков прозвище «Миротворец», была отменена позорная для России нейтрализация Черного моря. Страна вышла из международной изоляции, в которой она находилась после поражения в Крымской войне. Россия сумела восстановить свое влияние на Балканах после победы над турками в войне 1877-1878 гг., где отличился новгородский Лейб-гвардии Драгунский полк, а один из наших земляков, холмич Павел Калитин, до сих пор особо почитаем в Болгарии.

В 2007 году, к 100-летию Русско-турецкой войны, в Холме на собранные в Болгарии и России средства был установлен памятник подполковнику Калитину, погибшему при защите знамени своего полка. Наступила и эра либерализации жизни, о чём говорит такой примечательный  факт. В июле 1891 г. в Кронштадт прибыла с визитом французская эскадра, при встрече которой царь Александр III с непокрытой головой прослушал «Марсельезу». Зрелище было невиданным: самодержец всероссийский обнажил голову при звуках революционного гимна. Как-то аукнется «отречёмся от старого мира» через какие-то двадцать пять лет?

Состояние по Передольскому

Годы 1885 – 1891. Миротворческие годыОдной из «движимых» досто-примечательностей Новгорода на исходе XIX столетия становится фигура Василия Степановича Передольского, исключительно много сделавшего для развития в городе краеведения, археологии и музейного дела. Получив образование юриста и сделав блестящую карьеру адвоката, он с молодых лет начал активно собирать различные древности: старинные документы, археологические предметы, церковную утварь, человеческие черепа. Со временем его коллекция  станет основой для первого частного музея в Новгороде, а в 1880-х годах Василий Передольский всё чаще старается обратить внимание властей различного уровня на бедственное положение памятников старины в Новгороде. Давайте вчитаемся в строки «Краткого очерка состояния Велико-Новгородской старины в 1889 г.», отправленного Передольским для рассмотрения в Императорскую Археологическую Комиссию:
Годы 1885 – 1891. Миротворческие годы«В то же время … предписано было Свят. Синодом настоятелям церквей и монастырей разобрать рукописи, древние предметы церковной утвари, не употребляемой при богослужении и др., составить всему опись. В числе постриженцев Юрьева монастыря был мой двоюродный брат, соборный иеромонах, человек по-тогдашнему ученый и вообще любо-знательный, но не переносивший никакого подневольного труда. На него была возложена разборка и опись Юрьевских бумаг и древностей. Желая навестить моего родственника в какой-то праздник и пробираясь в монастырь берегом Волхова, я столкнулся с о. Сисоем у речных монастырских ворот; всегда приветливый и веселый, на этот раз он выглядел мрачно и злобно: руки и подрясник его были в пыли. Заметив о. Сисою о необыкновенном настроении его духа, я полюбопытствовал узнать его причину. «Все из-за тебя да из-за твоего учителя, – сказал он. – Вам наука, а мне мука; понадобился, видишь ты, науке монастырский хлам, и велят разбирать, вот и ройся в пыли да в птичьем помёте». «Что ж, много разобрал?» – спросил я отца Сисоя, когда мы пришли уже в келью. «Очень много», – отвечал он сердито. «А что в харатейных (пергаментных – С.А.) оказалось?» – допрашивал я. «Отстань, – крикнул соборный иеромонах. – А буде хочешь знать, полезай в Волхов и спроси сыртей да сигов». Я никак не мог уразуметь значения этих слов, а потом, когда о. Сисой попил чаю, поуспокоился и вошёл во всегдашнюю колею, он рассказал, как сторожа и послушники набрали по подвалам да по вышкам, т. е. под церковными крышами, кулей пять бумаг, книг и разного лому и как всё это повезли за монастырь, вверх по Волхову, да и утопили. На упрёк мой, зачем он не позвал меня для составления описей, что бы я мог сделать за праздники, о. Сисой отвечал: «Да, составь вам опись, а потом храни этот хлам, да показывай вашей братии, боюсь я только, как бы не всплыли кули с бумагами. Говорил я, что лучше сделать по Антоновски». «То есть как же?» –  спросил я. «А на костёр и аминь».
Констатируя начавшуюся по всей губернии погоню за старинными ценностями, Василий Степанович пишет: «В скупке древностей в частных домах я до сих пор мешаю маклакам, давая за вещи высшие, сравнительно с предложенными ими цены; но подобное соперничество с разрастающимся год от года духом наживы мне не под силы. Вредить же наезжающему люду, располагающему значительными средствами и сводящими короткое знакомство со звонарями и церковными сторожами по скупке древностей, я решительно бессилен».
Но самый «страшный враг старины», по мнению Передольского, крылся не в скупщиках-маклаках и не в продажных сторожах. «Враг этот невежество в разнообразных видах. Благодетели-поновители, любящие благолепие храмов и поощряемые духовенством, … соскабливая древнее и заменяя новым, переписывая тябла, разрушают целиком церкви и сооружают новые в современном вкусе». При этом Передольский с горечью отмечает,  что даже в ходе подготовки торжеств к 1000-летию России многие свидетельства новгородской истории оказались разрушены или выброшены. В частности, в Мартирьевской паперти Софийского собора была разбита одна и повреждены ещё две древние гробницы. Пришлось ему забрать их к себе в дом  и там собирать и склеивать по кусочкам. Скорбел Василий Степанович и о перестройках зданий во Владычном дворе, где в 1888 году появился современный каменный корпус на месте разобранных древних палат. Примеров он приводит множество и за всем этим маячит мрачная тень нарастающего забвения новгородской истории на фоне меняющегося общества и общей индустриализации жизни. «Быть может я, как влюблённый в старину Велико-Новгородскую, увлекаюсь и придаю остаткам её цену не по достоинству; в таком случае мне придётся одному, как и до сих пор, ревниво оберегать её и носить клики Блаженного, Юродивого, Божьего человека и им подобные, данные мне образованными, стоящими у власти временными новгородцами, за многолетние труды по собиранию и охране древностей и вообще бытовых памятников; но я всё-таки остаюсь верным своей задаче», – пишет в завершении своего очерка гордый гражданин Великого города.

Католики в Новгороде

Годы 1885 – 1891. Миротворческие годыНеобычное для России распространение католичества стало следствием раздела Польши между Пруссией, Австрией и Россией на рубеже XVIII-XIX вв. Получив в своё распоряжение восточные земли Польши, русские цари, начиная с Екатерины II, стали проводить целенаправленную политику переселения поляков на русские земли. Появились поляки и в Новгороде, где уже в 1838 году ими была открыта первая часовня (каплица).
Во второй половине XIX века число католиков резко увеличивается после подавления Польского восстания. В конце 1860-х в Новгородской губернии проживало около 2 тысяч человек; среди них были священнослужители и монахи – Винцент Попеля, епископ из Плоцка, священник виленского прихода Михаил Глембоцкий и др.
Жизнь ссыльных поляков была несладкой. Их переписка с родными и знакомыми перлюстрировалась. В 1874 году в Новгороде был построен деревянный католический храм, который вскоре сгорел. Это событие упомянуто в газете «Волховский листок», где сообщается о мужестве католического священника о. Феликса Пиотровского: «Во время пожара в 1890 г. он с явной опасностью для жизни бросился в пылающий деревянный костел за Святыми Дарами, откуда среди огня благополучно их вынес. Этот факт вызвал огромный поток пожертвований на постройку новой церкви».
О ксёндзе Феликсе Пиотровском сохранились и другие благожелательные отзывы современников, в которых говорится, что на протяжении своей долголетней службы он находился в дружеском общении с православным духовенством. При нём начинается строительство каменного костёла апостолов Петра и Павла, место для которого было указано городской управой на Санкт-Петербургской улице. До появления католического храма здесь была вечная лужа, что, видимо, объясняется особенностями рельефа. Даже сейчас стоящий с конца XIX века костёл всё время испытывает проблемы с устойчивостью северной стены.
Строительство храма было закончено к 1893 г., а 8 сентября того же года храм был освящен епископом Франциском Сымоном. К началу ХХ в. новгородский католический приход насчитывал 3500 человек. При нем существовали благотворительное общество и приют на 25 детей, открытый в 1907 г. Католические священники преподавали религию в реальном училище, мужской гимназии Императора Александра I, Николаевской женской гимназии. Среди новгородских католиков были и дворяне. Многие работали врачами, учителями, служили в администрации, армии, на железной дороге, почте.
Храм был закрыт в 1933 году, но возродился спустя сто лет после строительства, в октябре 1994 года. Уже 12 февраля 1995 г. службы в храме возобновились после освящения архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. Вот только для полного возвращения облика костёлу не хватает двух высоких шпилей, придававших особую красоту и торжественность главному фасаду.

 

«А иначе и быть не может»

 1891 г. – «В городе Новгороде, с которого более тысячи лет назад началось нынешнее Российское государство, расположенное большей своей частью на землях финских племён, для любопытного есть много напоминающего о прошедших временах… Всего в Новгороде 42 церкви и часовни. Перед всеми русские осеняют себя крестным знамением. Когда с вокзала едешь на извозчике, с которым прежде недолго поторговался о сходной цене, то он по дороге с десяток раз сдёрнет шапку и перекрестится. Прибыв к месту, он может клясться, что назначенная цена была вдвое больше…    
У русских не принято думать о своей судьбе, разве только в том смысле, что всё идёт к лучшему, а иначе и быть не может».

Юхо Паасикиви, президент Финляндии в 1946-1956 гг.
Из репортажей студенческой поры
в финскую газету Uusi Suometar.



Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.