О новгородце Лаксе – вольнодумце и губернаторе

11.06.2009

О новгородце Лаксе – вольнодумце и губернатореВ 1888 году скончался Антоний Иванович Лакс, прошедший удивительный жизненный путь от артиллерийского прапорщика до неблагонадежного вольнодумца, от жандармского штаб-офицера до неподкупного и либерального губернатора.

Однажды на прием к шефу жандармов князю Василию Андреевичу Долгорукову явился артиллерийский офицер Лакс, известный в Москве как издатель журнала «Московское обозрение». Он просил принять его на службу в корпус жандармов. Князь отвечал, что просто так без рекомендаций, без проверки на службу, требующую тщательного отбора, не принимают.

– Но ваше сиятельство должны знать меня, – возразил Лакс. – Я имею честь находиться под надзором 3-го отделения и принужден был закрыть свой журнал по обвинению в распространении неблагонамеренных, вредных идей.

– И вы… приходите проситься в наше ведомство?

– Именно, ваше сиятельство, так как по опыту знаю, как иногда несправедливо пишется история.

Согласно воспоминаниям А. Таборовского, сослуживца Лакса, приведенный диалог состоялся в 1862 году, когда Лакс приехал в Петербург «искать места, так как журнал его закрыт и сам Лакс, по неблагонадежности, отставлен от службы. Он потерял на этом издании до 30 тыс. рублей — все приданое жены. Не имея засим никакого состояния, обогащенный лишь порядочной семьей, он решил поступить именно в жандармское ведомство, по распоряжению которого с ним и случилась вся беда, рассчитывая, что на этом поприще … сумеет так же усердно и честно служить, как и на всяком другом». На другой же день после встречи с князем Долгоруковым Лакс был определен в корпус жандармов.

Антон (Антоний) Иванович Лакс родился 2 января 1825 года в посаде Сольцы, что в 80 км юго-западнее Новгорода, в семье артиллерийского офицера Ивана Петровича Лакса – новгородского дворянина, имевшего немецкие корни. Первые годы детства Антон провел в Вышнем Волочке и Старой Руссе, куда отца перевели по службе. Когда Антону исполнилось 9 лет, его отправили в Петербург к дяде Федору Максимовичу, занимавшему важный чин по артиллерийскому ведомству. В Петербурге он около двух лет проучился в лютеранском Анненском училище и в январе 1836 года был принят в Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус, третьим выпуском кадет был перемещен в Дворянский полк, прослужив в котором 3 года, прапорщиком выпущен в 9-ю артиллерийскую бригаду, а оттуда переведен в легкую батарею, находившуюся в Сольцах.

Жизнь строевого офицера не устраивала Лакса. «Всегдашнею моею мыслью было поступить учителем истории в один из кадетских корпусов», – писал он. Лакс подал рапорт о переводе в Александровский кадетский корпус, где имелась вакансия преподавателя истории. Но преподавать пришлось вскорости не историю, а математику, так как артиллерийским офицерам запретили вести политические науки.

В 1851 году поручик Лакс переведен в Сибирский кадетский корпус. Но склонность к литературной деятельности и определенные родственные связи способствовали перемене Сибири на Москву, в Александровский Сиротский кадетский корпус.

Теперь о журнале. «Как-то весною зашли ко мне мой университетский товарищ Н.В. Альбертини и офицер 3-го корпуса А.И. Лакс, – писал в воспоминаниях К.Н. Бестужев-Рюмин. — Они изложили свой план: издавать журнал наподобие английского Антея. Я предложил им план Эдинбургского Обозрения. План понравился; английское же обыкновение не подписывать статьи мы сохранили, так что публика знала только Лакса». Только издатель Лакс и пострадал за вольнодумство! Деньги пропали, но для Антона Ивановича началась новая жизнь.

В 1859 г. Лакс в качестве жандармского штаб-офицера приступил к службе в Пензенской губернии. Первым серьезным испытанием стали крестьянские волнения 1861 г. Для усмирения были посланы войска. В тех местах, в которых побывал Лакс, причем без оружия и без охраны, благодаря его беседам с предводителями порядок был восстановлен без насилия, а вот в других солдатам отдавали приказ стрелять.

В 1867-1870 гг. Лакс – начальник Тобольского губернского жандармского управления. По его настоянию были смещены с постов два сибирских губернатора Чебыкин и Соллогуб, уличенные в мздоимстве и казнокрадстве.

С 1871 по 1887 г. Антон Иванович служил начальником сначала Эстляндского, а затем Лифляндского губернских жандармских управлений, уже в чине генерал-майора. В 1887 г. Александр III подготовил указ о назначении Лакса губернатором Лифляндии, но министерство внутренних дел убедило царя поставить его во главе Томской губернии.

Первым шагом Лакса на новом поприще было назначение редактора прогрессивной газеты известного этнографа Александра Адрианова своим помощником. Вместе с ним он и поехал по губернии на ревизию, которая «наперекор всяким обычаям и традициям» прошла «в усиленном труде, без обедов с шампанским в городах, без встреч и проводов».

За неполный год службы в Томске Лакс сумел победить «водочную мафию» в крае, полностью сменить полицейское управление. То, с чем пришлось ему столкнуться, описано в газете «Восточное обозрение» в 1888 году: «Здесь он скоро убедился, что попал в авгиевы конюшни. Это заставило его запереть двери своего дома, отказаться от близких знакомств. Некоторые объясняют это нелюдимостью его; я думаю, что это не верно. Лакс был очень общительный, мягкий и живой человек, любивший побеседовать… Что ему было делать здесь, когда он видел, что общественных интересов нет, купечество помешано на обедах и выпивках с неизбежною короткостью и панибратством в отношениях с губернаторами».

Жизнь Лакса оборвалась 1 апреля 1888 года. Его тело предали земле при церкви Томского Алексеевского мужского монастыря, с подобающею в этом случае церемониею. По воспоминаниям современников, Лакса провожал весь Томск. Позже вдова получила разрешение на перезахоронение Лакса на родине в Новгороде на кладбище Десятинного монастыря.

В 1920-х годах монастырское кладбище и церковь Всех Святых  разрушили. В 2007 году археологи обнаружили остатки кладбищенской ограды и установили, что погребения некрополя находятся на месте. Среди них, помимо губернатора Лакса, – родные и близкие художника Мстислава Добужинского и композитора Сергея Рахманинова, два контр-адмирала, четыре генерала, представители церкви. Всего документально установлены фамилии 35 новгородцев. На этом месте в 2008 году был создан мемориальный комплекс.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.