Нью-Йорк – 1941, Великий Новгород – 2014

02.10.2014

В субботу, 4 октября, в зале культурного центра «Диалог» новгородцев ожидает необычный концерт.

Нью-Йорк – 1941, Великий Новгород – 2014 1Концерт посвящен предстоящему 70-летию Победы и представляет собой реставрацию событий 1 ноября 1941 года в Нью-Йорке. В тот день Сергей Васильевич Рахманинов дал первый концерт в фонд Красной Армии.

Напомню, тогда наши войска были на грани разгрома и отступали под напором хорошо отлаженной гитлеровской военной машины, поддержанной рядом европейских стран. Подогреваемая жаждой реванша за поражение в Первой мировой, Германия основательно подготовилась к вторжению. Зарубежным политическим деятелям и большинству российских эмигрантов казалось, что поражение русских – дело ближайших недель. Некоторые предрекали закат большевистской России, ждали его и злорадствовали, другие жили в панической тревоге за Родину.
Сергей Рахманинов летом 1941-го отдыхал на даче в Лонг-Айленде, недалеко от Нью-Йорка. Известие о нападении Германии потрясло его. Не вынося болтливых и часто развязных американских радиокомментаторов, он просил близких трижды в день пересказывать ему сообщения с советско-германского фронта.
«Его глубоко огорчало пораженческое настроение некоторых групп русской колонии и полное непонимание среди американцев происходящего в России, – передаёт состояние композитора этого периода его двоюродная сестра С. А. Сатина. – Бессильный помочь Родине, он чувствовал и переживал с ней, со свойственной ему обострённой впечатлительностью, все ужасы войны и неоднократно ещё осенью, в деревне (на даче. – В.Д.), говорил, что должен что-то сделать, что-то предпринять, но что – он сам ещё не знал».
Осознание пришло позже. Скромный от природы, ненавидевший рекламу, Рахманинов решил на этот раз открыто выступить в поддержку воюющей Родины. Как музыкант предполагал своё выступление в форме концерта. Его не остановили ни обвинения со стороны некоторых эмигрантов в сочувствии коммунистам, ни перспектива носить прозвище «красный», ни противодействие его начинанию со стороны различных американских и эмигрантских общественных организаций. Правда, разместить на нью-йоркских афишах объявление, что «весь сбор от концерта он отдаёт на медицинскую помощь русской армии», не удалось. Но Рахманинов добился, чтобы в программах концерта это было отражено. Пресса не замедлила распространить такую новость.
Рахманинов играл при полном зале.
Нью-Йорк – 1941, Великий Новгород – 2014 3«Что касается самого концерта, состоявшегося 1 ноября, то игра Сергея Васильевича на этот раз была совершенно исключительной, – писала С. А. Сатина. – Это был один из тех немногих концертов, который удовлетворил самого Сергея Васильевича. Он играл с редким вдохновением и произвёл незабываемое впечатление на многих, не раз слышавших его прежде».
Эффект от концерта получился лавинообразным: сотни русских в США и Канаде заразились патриотическим порывом и писали Рахманинову письма, выражая ему моральную поддержку. Но не только. В американский Красный Крест резко возросло поступление взносов от сочувствовавших борьбе советских людей с захватчиками.
Финансовый результат концерта оказался феноменальным. Обычно за вычетом всех технических расходов (уборка зала, труд рабочих сцены, освещение, обслуживание, печатание афиш и программ и т.д.) рядовой исполнитель получал за сольный концерт от 500 до 1500 долларов в зависимости от своего «разряда». Гонорар же Рахманинова в это время превышал 3500. «Чистая» выручка от концерта составила 3920 долларов 29 центов. К этому были добавлены 53 доллара, пожертвованные близкими композитору людьми, бывшими рядом.
Патриотически настроенные американцы хотели, чтобы собранные деньги поступили в распоряжение американского Красного Креста, оказывавшего помощь в том числе и Советскому Союзу. Но Рахманинову была хорошо знакома «деловитость» американцев. Поэтому вопреки их настойчивым просьбам он решил передать весь сбор непосредственно советскому генеральному консулу в Нью-Йорке В. А. Федюшину. В сопроводительной записке композитор писал: «…Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моей родной земли за последние несколько месяцев».
Пример Рахманинова воодушевил многих. В последующие месяцы в советское консульство продолжали поступать пожертвования наших соотечественников, и общая сумма в феврале 1942-го выросла до 4166 долларов. Эти деньги использовали на приобретение рентгеновского оборудования. В ответ на предложение консульства сопроводить письмом отправку подарка на Родину Сергей Васильевич написал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов. 25 марта 1942 года».
А что же он подразумевал, выразившись так, под «неполной» победой? Конечно, имелся в виду недавний разгром немцев под Москвой, бывший свежим в памяти не только Красной Армии, но и фашистской Германии.
Так вот, 4 октября мы услышим всемирно известного пианиста Андрея Писарева. Он лауреат Первого Всесоюзного конкурса им. С. В. Рахманинова в Москве (1983 год, I премия). Он был победителем Международного конкурса им. Моцарта в 1991 году. Конкурс проходил в родном городе австрийского гения, в Зальцбурге. Причём впервые с 1956 года жюри конкурса присудило, наконец, 1-ю премию, и её обладателем стал Андрей Писарев. Он лауреат IV премии Международного конкурса им. Ф. Бузони в итальянском городе Больцано (1992 год) и там же получил специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта. В том же году он стал лауреатом 1-й премии Международного конкурса в Претории (Южно-Африканская Республика). Гастрольные маршруты пианиста пролегают от Японии до Италии, от США до Швеции, от Испании до Южной Кореи, от Коста-Рики до Югославии…
С 2007 года Андрей Александрович носит звание заслуженного артиста России, а также является в настоящее время деканом и профессором фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Особые отношения связывают Андрея Писарева с Великим Новгородом, в котором он почти ежегодно выступает с концертами, участвует в жюри детских конкурсов-фестивалей, проводит мастер-классы для учеников новгородских детских музыкальных школ. По признанию самого артиста, он предпочитает наш город потому, что тот связан с именем любимого им С. В. Рахманинова.
Пианист исполнит программу того давнего нью-йоркского концерта. Вновь зазвучит музыка немцев – Баха, Бетховена и Шумана, австрийцев – Моцарта и Шуберта, славянских гениев – Шопена и Рахманинова.
Получается так, что Андрей Писарев выступит в роли своего гениального коллеги. Ну что ж, это ему вполне по плечу.

Валерий ДЕМИДОВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.