Нью-Йорк – 1941, Великий Новгород – 2014

В субботу, 4 октября, в зале культурного центра «Диалог» новгородцев ожидает необычный концерт.

Концерт посвящен предстоящему 70-летию Победы и представляет собой реставрацию событий 1 ноября 1941 года в Нью-Йорке. В тот день Сергей Васильевич Рахманинов дал первый концерт в фонд Красной Армии.

Напомню, тогда наши войска были на грани разгрома и отступали под напором хорошо отлаженной гитлеровской военной машины, поддержанной рядом европейских стран. Подогреваемая жаждой реванша за поражение в Первой мировой, Германия основательно подготовилась к вторжению. Зарубежным политическим деятелям и большинству российских эмигрантов казалось, что поражение русских – дело ближайших недель. Некоторые предрекали закат большевистской России, ждали его и злорадствовали, другие жили в панической тревоге за Родину.
Сергей Рахманинов летом 1941-го отдыхал на даче в Лонг-Айленде, недалеко от Нью-Йорка. Известие о нападении Германии потрясло его. Не вынося болтливых и часто развязных американских радиокомментаторов, он просил близких трижды в день пересказывать ему сообщения с советско-германского фронта.
«Его глубоко огорчало пораженческое настроение некоторых групп русской колонии и полное непонимание среди американцев происходящего в России, – передаёт состояние композитора этого периода его двоюродная сестра С. А. Сатина. – Бессильный помочь Родине, он чувствовал и переживал с ней, со свойственной ему обострённой впечатлительностью, все ужасы войны и неоднократно ещё осенью, в деревне (на даче. – В.Д.), говорил, что должен что-то сделать, что-то предпринять, но что – он сам ещё не знал».
Осознание пришло позже. Скромный от природы, ненавидевший рекламу, Рахманинов решил на этот раз открыто выступить в поддержку воюющей Родины. Как музыкант предполагал своё выступление в форме концерта. Его не остановили ни обвинения со стороны некоторых эмигрантов в сочувствии коммунистам, ни перспектива носить прозвище «красный», ни противодействие его начинанию со стороны различных американских и эмигрантских общественных организаций. Правда, разместить на нью-йоркских афишах объявление, что «весь сбор от концерта он отдаёт на медицинскую помощь русской армии», не удалось. Но Рахманинов добился, чтобы в программах концерта это было отражено. Пресса не замедлила распространить такую новость.
Рахманинов играл при полном зале.
«Что касается самого концерта, состоявшегося 1 ноября, то игра Сергея Васильевича на этот раз была совершенно исключительной, – писала С. А. Сатина. – Это был один из тех немногих концертов, который удовлетворил самого Сергея Васильевича. Он играл с редким вдохновением и произвёл незабываемое впечатление на многих, не раз слышавших его прежде».
Эффект от концерта получился лавинообразным: сотни русских в США и Канаде заразились патриотическим порывом и писали Рахманинову письма, выражая ему моральную поддержку. Но не только. В американский Красный Крест резко возросло поступление взносов от сочувствовавших борьбе советских людей с захватчиками.
Финансовый результат концерта оказался феноменальным. Обычно за вычетом всех технических расходов (уборка зала, труд рабочих сцены, освещение, обслуживание, печатание афиш и программ и т.д.) рядовой исполнитель получал за сольный концерт от 500 до 1500 долларов в зависимости от своего «разряда». Гонорар же Рахманинова в это время превышал 3500. «Чистая» выручка от концерта составила 3920 долларов 29 центов. К этому были добавлены 53 доллара, пожертвованные близкими композитору людьми, бывшими рядом.
Патриотически настроенные американцы хотели, чтобы собранные деньги поступили в распоряжение американского Красного Креста, оказывавшего помощь в том числе и Советскому Союзу. Но Рахманинову была хорошо знакома «деловитость» американцев. Поэтому вопреки их настойчивым просьбам он решил передать весь сбор непосредственно советскому генеральному консулу в Нью-Йорке В. А. Федюшину. В сопроводительной записке композитор писал: «…Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моей родной земли за последние несколько месяцев».
Пример Рахманинова воодушевил многих. В последующие месяцы в советское консульство продолжали поступать пожертвования наших соотечественников, и общая сумма в феврале 1942-го выросла до 4166 долларов. Эти деньги использовали на приобретение рентгеновского оборудования. В ответ на предложение консульства сопроводить письмом отправку подарка на Родину Сергей Васильевич написал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов. 25 марта 1942 года».
А что же он подразумевал, выразившись так, под «неполной» победой? Конечно, имелся в виду недавний разгром немцев под Москвой, бывший свежим в памяти не только Красной Армии, но и фашистской Германии.
Так вот, 4 октября мы услышим всемирно известного пианиста Андрея Писарева. Он лауреат Первого Всесоюзного конкурса им. С. В. Рахманинова в Москве (1983 год, I премия). Он был победителем Международного конкурса им. Моцарта в 1991 году. Конкурс проходил в родном городе австрийского гения, в Зальцбурге. Причём впервые с 1956 года жюри конкурса присудило, наконец, 1-ю премию, и её обладателем стал Андрей Писарев. Он лауреат IV премии Международного конкурса им. Ф. Бузони в итальянском городе Больцано (1992 год) и там же получил специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта. В том же году он стал лауреатом 1-й премии Международного конкурса в Претории (Южно-Африканская Республика). Гастрольные маршруты пианиста пролегают от Японии до Италии, от США до Швеции, от Испании до Южной Кореи, от Коста-Рики до Югославии…
С 2007 года Андрей Александрович носит звание заслуженного артиста России, а также является в настоящее время деканом и профессором фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Особые отношения связывают Андрея Писарева с Великим Новгородом, в котором он почти ежегодно выступает с концертами, участвует в жюри детских конкурсов-фестивалей, проводит мастер-классы для учеников новгородских детских музыкальных школ. По признанию самого артиста, он предпочитает наш город потому, что тот связан с именем любимого им С. В. Рахманинова.
Пианист исполнит программу того давнего нью-йоркского концерта. Вновь зазвучит музыка немцев – Баха, Бетховена и Шумана, австрийцев – Моцарта и Шуберта, славянских гениев – Шопена и Рахманинова.
Получается так, что Андрей Писарев выступит в роли своего гениального коллеги. Ну что ж, это ему вполне по плечу.

Валерий ДЕМИДОВ