Чем пахнет мусоропровод?

Более 60 плановых и внеплановых проверок проведено с начала  года муниципальными жилищными инспекторами мэрии.

Отпустив жилищную сферу в рынок, государство поначалу лишило органы власти на местах права контролировать действия управляющих компаний и ТСЖ. Только собственники, диктовал Жилищный кодекс, могут вмешиваться и влиять на ситуацию, но не  власть. Теперь это упущение в законодательстве исправлено —   муниципалитеты вправе заниматься муниципальным жилищным контролем.

Из дома 16, корп.1 по ул. Попова в мэрию пришел сигнал о бездействии управляющей компании №14. Выражается это бездействие в том, что стена лестничной площадки между вторым и третьим этажами расписана маркером, а из мусоропровода постоянная вонь.
Вместе с муниципальными жилищными инспекторами (их в городском комитете по управлению ЖКХ и ООС всего два) отправляемся по указанному адресу. Туда же приглашены представители УК и заявитель.
Часть стены в «художествах». «Уборщица пыталась смыть, но маркер не стирается. Надо чем-то другим», – объясняет мастер. «Да, стена испорчена, но эти росписи не недоработка УК, а чье-то хулиганство, – говорит Галина Никитина, главный специалист муниципального жилищного контроля. – Конечно, УК обязана привести стену в прежнее состояние, закрасить ее или вымыть (это и было сделано после проверки), но прежде всего должна объяснить жильцам, что эти затраты будут из их же денег, поступающих на содержание и текущий ремонт дома».
Спускаемся в камеру мусоропровода – чисто и никаких запахов, проходим по лестницам – то же самое. Как показывает практика, достаточно бывает одного уведомления о проведении  муниципальной проверки — и меры тут же принимаются. «Но вонь была, и я неоднократно по этому поводу обращался в УК, а там мер не принимали», – говорит Станислав Ридаль. Мастер УК в ответ: «Зловония бывают из-за самих же жильцов – в мусоропровод сбрасывают памперсы, помои, негабаритный мусор, из-за которого все застревает». Муниципальная жилинспекция выясняет, как выполняются правила содержания мусоропровода, а также график уборки лестниц и площадок. Объясняют, что вывоз мусора производится через день. Жилец: «А почему не чаще? Я так понимаю, есть какая-то сумма, из которой вы сперва устанавливаете зарплату себе, а потом, что останется, на вывоз мусора или той же уборщице».
Нет, объясняют, существуют нормативы, исходя из которых складывается зарплата и виды работ по содержанию дома и его уборке. Если люди хотят, к примеру, чтобы лестницы мыли каждый день, они должны от каких-то других видов работ отказаться или увеличить тариф. Совет   дома может инициировать увеличение зарплаты уборщице. Сейчас периодичность вывоза определяется в зависимости от количества проживающих в доме и установленного по решению собрания собственников тарифа на содержание и текущий ремонт.
По правилам контейнер после каждой вывозки мусора должен обрабатываться дезинфицирующими средствами, а ствол мусоропровода периодически очищаться. Но в этом доме специальные «ерши» для этого отсутствуют – замечание УК жилинспекция фиксирует в протоколе.
Разговариваем с молодым человеком, обращение от которого и явилось поводом для проверки.
«В этом доме я всего два месяца, – говорит Станислав. – Все в принципе устраивает, кроме вот этих неудобств. Дозвонился до мастера УК, она удивилась: какой запах? Вы вообще первый человек, который обратился по поводу запаха. Хотя все жильцы, с кем общался, ощущают его. Стал спрашивать о возможной причине, всем все равно, никто уже и внимания не обращает. Лично мне не все равно. Я аккуратно оплачиваю квитанции и хочу жить в комфортной среде. Объявляли собрание, в лучшем случае 10% приходят. Остальные отмахиваются — зачем ходить на собрания, все равно ничего не решается. Может, и не улучшается ситуация потому, что игнорируют собрания и не ставят свои вопросы. Возмущает, что многие считают, что их дом заканчивается на их квартире, а то, что за дверью, это не их. Там можно и мусорить, пусть воняет, главное, чтобы у меня в квартире было чисто. В целом я доволен, что такая проверка состоялась и теперь на этом маленьком примере могу объяснить жильцам, как многое зависит от нас самих и нашего отношения к дому».
Для проведения проверки, плановой или внеплановой, скажем, как этой, по письму, поступившему на блог губернатора, профильный комитет мэрии издает приказ, доводит информацию до управляющей организации или до лица, от действий или бездействия которого не решаются проблемы в жилфонде. Как правило, проверка проходит с участием заявителя. В ходе инспекции ведется фотофиксация, составляется акт, при выявлении нарушений – протокол. В случае непринятия мер виновные привлекаются к административной ответственности.
«Целью муниципального жилищного контроля является не просто рассмотрение конкретного обращения, а именно контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по использованию и содержанию помещений жилфонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в случае если все жилые и нежилые помещения в доме либо их часть находятся в муниципальной собственности, правильности предоставления коммунальных услуг. Граждане заключают договор с УК, но мало кто вникает в его суть, а потом разводят руками. Главные проблемы возникают там, где люди пассивны. Надо учиться защищать свои права, – говорит Галина Никитина. — А мы, если того требует ситуация, всегда готовы прийти на помощь. Но в первую очередь надо решать вопросы, требовать со своей УК или ТСЖ, с кем существует договор на обслуживание дома. При необходимости - обращаться в отделы по работе с населением по месту жительства. Если и там ничем не помогли — в комитет по управлению ЖКХ и ООС или в мэрию. На ее сайте (www.adm.nov.ru) указаны все контакты. В том числе через сайт есть возможность направить электронное письмо».

За 9 месяцев в мэрию поступило 2743 устных, письменных и электронных обращений граждан (в том числе через вышестоящие органы власти), из них 1289 — по вопросам ЖКХ. Чаще всего горожан беспокоит состояние жилфонда и благоустройство территорий вокруг домов.

Прокуратурой Великого Новгорода 28.10.2014 с 9.00 до 18.00 по телефону 77-41-19 будет проведена «горячая линия» по вопросам защиты прав предпринимателей от неправомерных действий уполномоченных должностных лиц органов власти, местного самоуправления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)