Годы 1892 – 1898. Падения и взлёты

17.06.2009

Предпоследний русский царь Александр ІІІ отличался скромностью в личной жизни. Следуя неприглядной русской традиции, он любил выпить, но старался делать это втихомолку. Начальником охраны и собутыльником Александра III был генерал П.А. Черевин. Напившись, император развлекался очень своеобразно. «Ляжет на спину на пол и болтает руками и ногами», – рассказывал Черевин.

К концу 1880-х годов у Александра III начались проблемы с почками и ему категорически запретили пить. Императрица следила, чтобы её муж – российский государь – не нарушал запрета. «А мы с его величеством умудрились, – лукаво улыбался Черевин, – сапоги с такими особыми голенищами заказывали, чтобы входила в них плоская фляжка коньяку вместимостью в бутылку… Царица подле нас, мы сидим смирнехонько, играем, как паиньки. Отошла она подальше – мы переглянемся – раз, два, три! – вытащим фляжки, пососём и опять как ни в чем не бывало… Ужасно ему эта забава нравилась… Вроде игры… И называлось это у нас «голь на выдумки хитра»… Раз, два, три… Хитра голь, Черевин? – Хитра, Ваше величество… Раз, два, три! – и сосём».

Исходя из «правил игры», закадычный друг императора генерал-адъютант Черевин редко бывал трезвым. Об этом мы знаем и по рассказу о визите к Черевину в 1894 г. новгородского губернатора А.Н. Мосолова. Он пишет: «Я нарочно поехал до завтрака, чтобы его застать, и застать по возможности трезвым. Он был, однако, уже на первом взводе, однако ясен умом».

В 1894 году император Александр скончался, оставив трон последнему русскому самодержцу Николаю Романову.

Среди монастырей и колокольных звонов

Последняя четверть XIX века подарила миру двух великих новгородцев. 20 марта (1 апреля) 1873 года в дворянской семье Рахманиновых родился сын Сергей. Долго местом рождения С.В. Рахманинова считалось имение Онег на Волхове, но в последнее время исследователи биографии знаменитого композитора и пианиста признают местом рождения Серёжи усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Годы 1892 – 1898. Падения и взлётыРод Рахманиновых возводят к молдавским господарям Драгошам, основателям и правителям Молдавского государства в XIV–XVI вв. Один из предков Сергея Васильевича по имени Василий Рахманин служил при сыне Ивана Грозного Дмитрии, погибшем в малолетстве. От него и начинается собственно род Рахманиновых.
С Новгородом Сергей Рахманинов был связан по материнской линии. Его мама Любовь Петровна происходила из новгородского дворянского рода Бутаковых. Мальчик с детства был окружён заботой мамы и бабушки Софьи Александровны. Для любимого внука бабушка прикупила небольшую Борисовскую мызу на берегу Волхова, между Деревяницами и Хутынью. Впоследствии мыза «Борисово» перешла во владение к купцу Григорию Сметанину и сейчас известна под названием Сметанинской.
Родители Серёжи Рахманинова любили музыку и привили это чувство сыну. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, он обучался игре на фортепиано, первые уроки дала мать. А в девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. Тогда же семья перебралась в Петербург.
Годы 1892 – 1898. Падения и взлётыУже после отъезда семьи дочери и внука Сергея в столицу Софья Александровна в 1892 году построила двухэтажный деревянный дом на Десятинной улице, наискосок от Десятинного монастыря. История семьи Бутаковых очень тесно связана с этим местом: в начале XIX века одна из игумений Десятинного монастыря Палладия происходила из этого рода.
Вторым известным новгородцем, возросшем в Новгороде в конце XIX века, был художник Мстислав Валерианович Добужинский. Он родился в Новгороде  2(14) августа 1875 г. в семье артиллерийского офицера из старинного литовского рода. Окончил гимназию в Вильно. С 1895 по 1899 г. учился на юридическом факультете Петербургского университета. Закончив обучение в Мюнхене, Добужинский вернулся в Петербург и вошёл в знаменитое объединение «Мир искусства». Впоследствии Добужинский прославился своей графикой. Он оформил несколько десятков книг своих современников, среди которых Ф. Сологуб, А. Ремизов, Вяч. Иванов, Г. Чулков, а также книги русских и зарубежных классиков –  Ф. Достоевского, А. Пушкина, Г.-Х. Андерсена, Н. Лескова.
В своих воспоминаниях о новгородском детстве Добужинский очень трогательно передаёт неповторимую атмосферу провинциального, насыщенного духовностью города. Его дед, Тимофей Софийский, служил в храме Михаила Архангела на Прусской улице. При этом был вполне прогрессивным новгородцем: не побоялся освятить частный театр, играл на виолончели. Детство Мстиши проходило в ребяческих забавах на валу, за лаптой, в драках с мальчишками соседней Чудинцевой улицы.
Предки обоих наших всемирно известных земляков покоятся на кладбище Десятинного монастыря. Кладбище было открыто с согласия новгородского губернатора и городской думы 3 января 1868 года. Сначала на нём хоронили только монахинь, но затем и светских, с оплатой в пользу монастыря. Новгородский краевед Василий Ласковской писал, что кладбище Десятинного монастыря, содержавшееся сёстрами в идеальном порядке, было одним из лучших в городе. Среди старых могил, утративших в советское время какие-либо опознавательные знаки, должны быть и могилы Софьи Александровны Бутаковой, а также деда и бабушки Мстислава Добужинского – Тимофея и Наталии Софийских. Для точного установления места захоронения родственников композитора и художника необходимы широкие раскопки. А пока городская Администрация на спонсорские средства установила в прошлом году между оградой монастыря и валом Окольного города мемориальный камень с перечислением всех достоверно установленных погребённых здесь людей. Положено большое начало очень важной работы.

 

Любители древности

Годы 1892 – 1898. Падения и взлётыЗахиревший было в 1870-е годы Новгородский музей древности в начале 1890-х годов был поддержан на средства царской семьи и губернатора Александра Мосолова. Музей переехал во вновь построенные здания у Златоустовской башни Кремля, пополнил коллекции и начал просветительскую работу. В ноябре 1893 года губернатор совместно с Василием Передольским принимают решение о создании Общества любителей древности по образцу многочисленных европейских и российских обществ.
Первое заседание Новгородского общества любителей древности (НОЛД) состоялось в январе 1894 года. Его председателем был избран известный собиратель и ревнитель старины В.С. Передольский, а его помощниками стали многие представители городской интеллигенции. Согласно утверждённому цензурой Уставу НОЛД собиралось заниматься изучением и сохранением памятников старины, преимущественно в пределах Новгородской губернии.
Но дело не заладилось: Передольский своими резкими выступлениями и нелицеприятными оценками очень быстро стал вызывать раздражение местных властей, особенно после появления нового губернатора с фамилией Штюрмер. Доходило до того, что губернаторская жена требовала посадить Василия Степановича в тюрьму за сбор человеческих костей из траншей под городские коммуникации. Раздосадованный Передольский ушёл в глухую оппозицию, и Общество развалилось.
Оно возродится ещё дважды – в 1908 году, чтобы быть расстрелянным и разогнанным в 1930-х, и в 2000-м, уже на нашей памяти. Ну, а как в таком городе, как наш, – и без любви к древностям?
 

«Живучесть новгородского духа»

 1880-90-е гг. – «Хочу написать русскую историю для детей… Сначала напишу новгородскую историю, потом киевский период, затем татарщину, собирание Москвы и закончу Петром … Живучесть новгородского духа (на Урале – С.А.) просто изумительна, и теперь ещё можно проследить известную преемственность типов… Горластое новгородское «о» из Новгорода перешло по Заволочью в Старую Пермь, а отсюда в Сибирь».

Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Из писем и очерка «Старая Пермь»



Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.