Прощай, гараж?

Установленные близ многоквартирных домов 129 гаражей для льготников и свыше 270 гаражей «самозванцев» должны быть демонтированы.

В городе «прописаны» свыше 60 тыс. легковых автомобилей, причем, почти каждый четвертый из них с гаражом. В 42 гаражных кооперативах порядка 15,5 тыс. блоков, но кроме них то тут, то там во дворах установлены так называемые одиночные гаражи. Одни законно, другие нет.

– До недавнего времени в городе действовал порядок предоставления земельных участков для размещения индивидуальных гаражей только льготникам, тем, кому физически трудно передвигаться. Это инвалиды, ветераны войны, имеющие авто с ручным управлением, а также семьи с детьми-инвалидами. Им давалась привилегия на установку легко-съемного гаража в непосредственной близости от места проживания. Для этого подбирался стандартный участок площадью 24 кв.м, заключался договор аренды земли, который из года в год продлевался, - объясняет председатель городского комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Евгений Жилин.
До недавнего времени официально было оформлено 129 таких договоров аренды для льготников. Проведенная полгода назад специалистами городского комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов инвентаризация показала, что рядом со «льготными» гаражами соседствуют более 270 нелегальных, неизвестно кем и с чьего разрешения построенных. Да и по гаражам, установленным на законных основаниях, не все прозрачно: в 51 случае из 129 утрачено право на льготу в связи со смертью владельца гаража (подтверждено отделом ЗАГС), а в остальных 78 – кто-то уже продал свое строение, кто-то сдал в аренду, а кто-то…
80-летний Иван Николаевич жил на Торговой стороне, как инвалид давно получил в аренду землю под гараж у дома, где десятилетиями и хранил свою машину. Недавно переехал на Новолучанскую, а во двор перенести прежний гараж мэрия разрешения не дает. Припарковал машину во дворе, так в первую же ночь, говорит, весь бензин кто-то слил.
– Мы разработали новое положение, чтобы сохранить льготу для ветеранов-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, - объясняет председатель комитета. - Учли, что могли, в том числе и ответственность владельцев гаражей за внешний облик строения. Не секрет, вид у некоторых удручающий. Предлагалось, к примеру, в одном цвете покрасить, поддерживать чистоту вокруг, использовать строго по назначению. Однако новый порядок депутаты «забраковали» еще на этапе обсуждения на комиссиях, мотивируя тем, что по законодательству мэрия может решать вопросы по предоставлению земельных участков для гаражных комплексов, а под единичные строения во дворах – уже нельзя: Жилищный кодекс диктует, что назначение общедомового имущества (к нему относится и прилегающая к дому земля) определяют собственники жилья.
Депутаты настаивают: дворы надо освобождать от любых гаражей, а за льготниками закреплять парковочные места. Евгений Жилин также за то, чтобы гаражи не портили облик дворов и города в целом, но при этом считает, надо находить решения и для ветеранов войны, инвалидов. Его комитет делает все возможное, чтобы решить эту проблему. Но дать «добро» на использование 24 кв.м дворовой земли для размещения гаража ветерана-инвалида на законных основаниях теперь могут только собственники жилья через решение общего собрания. Другое дело, что потребность в гаражах уже иная, чем несколько лет назад. Сейчас актуальнее тема парковки. К слову, многие «гаражники» свои авто ставят во дворе, а гараж используют в качестве дополнительного подсобного помещения. О том, что часть гаражей (в основном в комплексах) это поставленные на профессиональную основу автомастерские, – отдельный разговор.
Итак, мэрия теперь не вправе продлевать старые или заключать новые договора на аренду земли под легковозводимый гараж для льготников, поэтому 129 установленных ранее гаражей в добровольном порядке должны быть снесены, а земельные участки освобождены. Официальные уведомления об этом выданы, и семь человек уже выполнили требование. Для остальных эта процедура будет проводиться принудительно, в судебном порядке, соответствующий пакет документов в мэрии подготовлен. С таким поворотом дел Иван Николаевич не согласен и обратился в городскую Думу.
А как быть с еще почти 270 «безымянными» гаражами, которые самовольно поставлены и нагло эксплуатируют дворы? Найти владельца, говорят, и всей полиции мало. Дежурить у ворот? Не факт, что хозяин появится.
«Вот тут мы очень надеемся на помощь жильцов домов, старших по подъездам, советов домов, управляющих компаний и ТСЖ, – говорит Евгений Жилин. – Сейчас все больше собственников обеспокоены состоянием дворов, стараются привести их в порядок. Прежде всего, сами жильцы должны интересоваться, почему на их территории стоит чей-то гараж или сарай. Нужна помощь комитета – наши специалисты готовы ее оказать, предоставить информацию, подсказать, как действовать. Если потребуется - готовы сообща принимать меры. Именно так, вместе с жильцами и управляющей компанией разобрались с гаражами в одном из дворов на Щитной».
Если «загон» для железного коня самовольно сооружен на земле многоквартирного дома – это одно решение вопроса, если на муниципальной или неразграниченного пользования, то объект объявляют безхозяйным, и городские службы ликвидируют его принудительно. «Удовольствие» такое – в копеечку для городского бюджета. Но, по словам Евгения Жилина, на это придется идти, чтобы вытеснить нелегальные гаражи. Они не должны портить городскую среду и стеснять дворы, ущемляя интересы жильцов дома.

Почти на 10 тыс. кв. м увеличатся внутридворовые территории и земли неразграниченного пользования за счет ликвидации незаконно установленных гаражей.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)