Вот – новый поворот…
Движение общественного транспорта не прекратится, мало того, в перспективе автобусы и троллейбусы купят в Белоруссии – заверяют в мэрии.
Ситуацию с ОАО «Автобусный парк» в очередной раз обсуждали на совместном заседании комиссий Думы Великого Новгорода по экономике и финансам, городскому хозяйству и жилищному хозяйству, архитектуре и землепользованию. Разговор получился не то что жарким – буквально на «пределе».
Поводом для заседания стала поступившая в Думу информация о задолженности «Автобусного парка» за аренду автобусов на 21,7 млн руб. Плюс данные об убытках на 91 млн руб. Учитывая, что договор аренды с «Питеравто» заканчивается 31 декабря, весьма естественно звучит вопрос депутатов: если договор не пролонгируют, то выйдут ли автобусы на улицу 1 января 2015 г.? Ситуацией заинтересовались и областные власти, т.к. полномочия по транспортному обслуживанию населения с будущего года переходят к ним. Руководитель регионального департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Петров недвусмысленно дал понять, что желает «ясности в этом вопросе».
По мнению представителей мэрии, никаких предпосылок к тому, что город останется без общественного транспорта, не существует. Во-первых, по результатам переговоров в Минске подписан протокол о намерениях по приобретению в лизинг (и по весьма льготным ставкам) порядка 10 троллейбусов и 40 «коротких» автобусов МАЗ (правда, дизельных – количество экологически более чистых «газовых» машин, чем так гордился город, уменьшается). Ориентировочно, сделка состоится весной будущего года, в преддверии российско-белорусского форума в Великом Новгороде. Во-вторых, вопрос о продлении договора аренды находится на рассмотрении. «Не было года, чтобы автобусы не ездили. А аренда слишком выгодная, чтобы от нее отказывались», – заметил вице-мэр Павел Морозов.
«И даже очень выгодная», – подтвердил депутат Владимир Данилов и привел цифры: при стоимости 92 автобусов в 152 млн руб., за три года их аренда у питерцев обошлась городу в 170 млн руб. Впрочем, «нюансы» арендного договора депутатами обсуждались неодно-кратно и ранее. Сейчас их больше возмутило, что проблемы всплывают буквально за полтора месяца до «точки невозврата» (и решаются, соответственно, чуть ли не в аварийном режиме). Почему нет никакой конкретики о будущих сделках? А убытки? Откуда они взялись, где эффективность работы?
По данным Счетной палаты области, в установленный региональными властями с марта тариф за проезд в Великом Новгороде в 20 руб. заложена рентабельность 15-17 руб., остальное – прибыль. Руководители транспортных предприятий согласились – хороший тариф. Только вот далеко не все ездят за 20 руб. И если по единым социальным проездным билетам компенсации худо-бедно выплачиваются, то вот по другим городским льготникам (школьники, студенты, пенсионеры) они в бюджете даже не заложены. Да и нынешняя цена общего проездного занижена –убеждены они. По ходу выяснилось, что «Автобусный парк» – не единственное автотранспортное предприятие города, несущее убытки. Вывод: или льготные проездные убирать, или деньги в бюджет закладывать.
В свою очередь депутат Константин Хиврич напомнил, что по решениям судов правительство Новгородской области должно выплатить «Автобусному парку» компенсации на 197 млн руб. – денег хватит и долги покрыть, и автобусы купить. Между тем, средства, по информации депутата, в областной бюджет-2015 так и не заложены. В связи с этим Константин Хиврич предложил обратиться к областным властям. Его поддержал Николай Варухин: «Людям надо помочь! Я говорил с горожанами – работой общественного транспорта они довольны, жалоб нет». Но другие депутаты не согласились: взыскание по решениям судов – работа судебных приставов, обращаться вообще должен собственник – мэрия, при чем здесь Дума? Поэтому по предложению Владимира Богомолова принято компромиссное решение – обсудить вопрос на встрече с коллегами из областной Думы.
Кстати, в ходе заседания выяснилось, что региональные власти уже видят перспективы для «ясности в вопросах» и «эффективности». В горДуму поступило обращение правительства Новгородской области о передаче в областную собственность 100% акций «Автобусного парка» и МУП «Центральная диспетчерская служба». Между прочим – «узловых» элементов нынешней системы общественного транспорта Новгорода. Вопрос изучат на думских комиссиях. Пока же, традиционно, работа мэрии признана неудовлетворительной.
Между тем. Центральная площадь Великого Новгорода сохранит «двойное» название – Победы-Софийская. Такое решение большинством голосов было принято членами городской топонимической комиссии на очередном заседании. Предложение президиума городского совета ветеранов о возвращении названия – «площадь Победы» комиссия не поддержала.
Михаил БОГОЛЮБОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)