В Новгородском центре современного искусства начала работать выставка очередного областного фотофестиваля «Окоём».

«Окоём» – старинное словечко, означающее то, что видит глаз от края до края, до горизонта. Свой зафиксированный взгляд показали 55 авторов в более чем 180 фотографиях.

Фотография – коварное искусство. Искусство ли? Кто-то ответил: конечно, ведь она может также лгать… Казалось бы, просто и честно – навёл и щёлкнул. Но куда и когда? Сам, помню, как-то участвовал в съёмке для софроновского «Огонька». Настроение было паршивое, а фотограф требовал катиться с ледяной горки с весёлым смехом. Теперь, как будто, так не делают, но некоторые снимки оттуда, из идеального мира. В истории фотографии известна пропагандистская серия времён Мао Цзедуна: «Соревноваться с Ли Фаном». В ней образцовый молодой солдат всем помогает и хорошо служит. Есть снимок «Ли Фан тайно (!) стирает бельё товарища». Был фотограф при тайной стирке или нет, не важно. Важно, что правда - это когда полезно, и неправда, в этом случае, может взять правду в союзники. Только исторический результат часто бывает плачевным.
Если уж коснулись истории, то вот ещё одна ловушка фотографии – красота. С момента изобретения фотография служила идеализации натуры (особенно после появления в 1855 г. ретуши). Да и сейчас для большинства фотографов-любителей прекрасная фотография – это фотография чего-то красивого, женщины или заката. Но уже в 1915 году, как пишет Сьюзен Сонтаг, когда Эдвард Стейхен сфотографировал молочную бутылку на пожарной лестнице жилого дома, появилось совсем другое представление о том, что такое прекрасная фотография. Это могло быть безвкусное, скучное, убогое и ветхое, обыденное и даже уродливое (Диана Арбус). Это могло быть, и сделано технически не умело (Эжен Атже). Лишь бы… лишь бы что?
Лишь бы брало за живое. И здесь путь очевидный: снимай редкое, ужасное, неприличное. Это непросто, но и здесь порог чувствительности всё выше и выше. В одном старом фильме показывают маньяка, который вмонтировал пистолет в камеру и снимал и убивал одновременно. Думаю, всё-таки полетали бы такие фото по сетям, поёжились бы пользователи да и забыли бы благополучно. А вот фотография афганской девушки Аише, которой муж-талиб отрезал нос и уши (причём по решению суда) за то, что она пыталась от него сбежать, останется в истории фотографии навсегда. Но странно – фотограф явно пытался сделать красивый снимок изуродованного лица. Так что это за дьявольское искусство – фотография?
На форуме новгородской фотографии есть всё: жанровые сцены, репортёрские заметки, великолепные портреты, милые детишки и важные птицы, роскошные пейзажи и остроумные натюрморты. Не все авторы избежали главного, на мой взгляд, врага фотографии – банальности. Представить только сотни миллионов людей с фотоаппаратами в руках – бр-р-р. А ведь их гораздо больше. Но стоит ли после Брассая снимать ночной город? Конечно. А вот бежать на пешеходный мост, как только опустится туман, наверное, не нужно. Рискуете впасть в банальность. Или снимать надо так, чтобы  было то, что критики называют «глубокой банальностью». Наверное, об этом писал в своё время Рождественский, утверждая, что «ежедневное чудо не чудо», а потом: «Но, над спелой росой нависая, вдруг встаёт ежедневное солнце, ошарашивая, потрясая». Но ведь эту росу тоже надо увидеть и снять.
«Окоём» – это конкурс. Предполагаются и призы, и наградные листы участников (они и называются «Свободный фокус»). Предполагается и зрительское голосование, и приз предпочтений. И мы просим помощи у наших зрителей. Приходите, будем вместе разбираться, что же такое новгородская фотография и фотография вообще. Приходите с детьми, ведь это выставочная волна (до 18 января), можно посмотреть великолепную выставку работ Андрея Коткина «ЭкZOOмир» и лучшие фотографии дикой природы из Испании, Голландии, Бельгии и Литвы (серия «Золотая черепаха»). Ну и с новым фотографическим годом! (Только овец снимайте поменьше).

Сергей ПУХАЧЁВ, руководитель
Новгородского центра современного искусства (КЦ «Диалог»).