Свободный фокус

25.12.2014

В Новгородском центре современного искусства начала работать выставка очередного областного фотофестиваля «Окоём».

«Окоём» – старинное словечко, означающее то, что видит глаз от края до края, до горизонта. Свой зафиксированный взгляд показали 55 авторов в более чем 180 фотографиях.

Фотография – коварное искусство. Искусство ли? Кто-то ответил: конечно, ведь она может также лгать… Казалось бы, просто и честно – навёл и щёлкнул. Но куда и когда? Сам, помню, как-то участвовал в съёмке для софроновского «Огонька». Настроение было паршивое, а фотограф требовал катиться с ледяной горки с весёлым смехом. Теперь, как будто, так не делают, но некоторые снимки оттуда, из идеального мира. В истории фотографии известна пропагандистская серия времён Мао Цзедуна: «Соревноваться с Ли Фаном». В ней образцовый молодой солдат всем помогает и хорошо служит. Есть снимок «Ли Фан тайно (!) стирает бельё товарища». Был фотограф при тайной стирке или нет, не важно. Важно, что правда — это когда полезно, и неправда, в этом случае, может взять правду в союзники. Только исторический результат часто бывает плачевным.
Если уж коснулись истории, то вот ещё одна ловушка фотографии – красота. С момента изобретения фотография служила идеализации натуры (особенно после появления в 1855 г. ретуши). Да и сейчас для большинства фотографов-любителей прекрасная фотография – это фотография чего-то красивого, женщины или заката. Но уже в 1915 году, как пишет Сьюзен Сонтаг, когда Эдвард Стейхен сфотографировал молочную бутылку на пожарной лестнице жилого дома, появилось совсем другое представление о том, что такое прекрасная фотография. Это могло быть безвкусное, скучное, убогое и ветхое, обыденное и даже уродливое (Диана Арбус). Это могло быть, и сделано технически не умело (Эжен Атже). Лишь бы… лишь бы что?
Лишь бы брало за живое. И здесь путь очевидный: снимай редкое, ужасное, неприличное. Это непросто, но и здесь порог чувствительности всё выше и выше. В одном старом фильме показывают маньяка, который вмонтировал пистолет в камеру и снимал и убивал одновременно. Думаю, всё-таки полетали бы такие фото по сетям, поёжились бы пользователи да и забыли бы благополучно. А вот фотография афганской девушки Аише, которой муж-талиб отрезал нос и уши (причём по решению суда) за то, что она пыталась от него сбежать, останется в истории фотографии навсегда. Но странно – фотограф явно пытался сделать красивый снимок изуродованного лица. Так что это за дьявольское искусство – фотография?
На форуме новгородской фотографии есть всё: жанровые сцены, репортёрские заметки, великолепные портреты, милые детишки и важные птицы, роскошные пейзажи и остроумные натюрморты. Не все авторы избежали главного, на мой взгляд, врага фотографии – банальности. Представить только сотни миллионов людей с фотоаппаратами в руках – бр-р-р. А ведь их гораздо больше. Но стоит ли после Брассая снимать ночной город? Конечно. А вот бежать на пешеходный мост, как только опустится туман, наверное, не нужно. Рискуете впасть в банальность. Или снимать надо так, чтобы  было то, что критики называют «глубокой банальностью». Наверное, об этом писал в своё время Рождественский, утверждая, что «ежедневное чудо не чудо», а потом: «Но, над спелой росой нависая, вдруг встаёт ежедневное солнце, ошарашивая, потрясая». Но ведь эту росу тоже надо увидеть и снять.
«Окоём» – это конкурс. Предполагаются и призы, и наградные листы участников (они и называются «Свободный фокус»). Предполагается и зрительское голосование, и приз предпочтений. И мы просим помощи у наших зрителей. Приходите, будем вместе разбираться, что же такое новгородская фотография и фотография вообще. Приходите с детьми, ведь это выставочная волна (до 18 января), можно посмотреть великолепную выставку работ Андрея Коткина «ЭкZOOмир» и лучшие фотографии дикой природы из Испании, Голландии, Бельгии и Литвы (серия «Золотая черепаха»). Ну и с новым фотографическим годом! (Только овец снимайте поменьше).

Сергей ПУХАЧЁВ, руководитель
Новгородского центра современного искусства (КЦ «Диалог»).




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.