Не сити-менеджер, а глава администрации

25.12.2014

Вызвавший бурю политических страстей областной закон, изменяющий порядок избрания глав муниципальных образований, принят и вступил в силу.

Не сити-менеджер, а глава администрации 1Правда, споры продолжаются. Оппоненты остались каждый при своём мнении – одни считают, что выборы мэров всеобщим прямым голосованием лучше и демократичнее, чем такие же выборы, но узким кругом — депутатами соответствующих муниципальных представительных органов. Другие же настаивают на том, что и в первом, и во втором случаях основной принцип демократии – выборность – никуда не делся, а речь идёт лишь о способе реализации этого принципа. Как это бывает ни парадоксально, но в такого рода общественных дискуссиях обе стороны бывают правы, отчего спор может продолжаться бесконечно. Впрочем, и само наличие политической дискуссии на эту тему уже является проявлением демократии.

Однако в повседневной жизни должна существовать правовая определенность, которую юристы ставят по своему значению даже выше справедливости. Кстати, во многом потому, что справедливость – явление в общем-то субъективное, а потому не абсолютное и спорное, а вот определенность – это как раз то, что, как говорится, «можно потрогать руками» и на основе чего можно дальше действовать. И в вопросе наделения полномочиями будущих глав муниципальных образований такая определенность есть – их предстоит выбирать из своего состава депутатам. Такой способ избрания высшего муниципального должностного лица прописан не только в областном, но и в федеральном законе. Причем довольно давно – с самого момента принятия этого закона о принципах организации местного самоуправления в 2003 году. Так что ничего нового, собственно, нет. Новое лишь в том: право определять способ избрания глав муниципальных образований с этого года передан на более высокую ступень – на уровень закона субъекта Федерации, который и был принят областной Думой в последние дни уходящей осени.
Теперь же перед муниципальными образованиями, в том числе и Великим Новгородом, стоит задача в довольно сжатые сроки – всего три месяца – привести свою нормативную базу в соответствие с требованиями и федерального, и областного законов.
Главный документ, который прежде всего подлежит изменению, – Устав Великого Новгорода. К удивлению, наверное, многих не искушенных в тонкостях нормотворчества граждан ни федеральный, ни областной законы не содержат ни четких правил избрания глав муниципалитетов депутатами, ни детального разграничения компетенции между главой администрации и главой муниципального образования. Кстати, никаких «сити-менеджеров» в наших законах нет. Это такое громкое, но абсолютно неофициальное наименование, которое с легкой руки журналистов стало очень популярным для главного муниципального чиновника, на языке закона именующегося вполне привычно для нашего уха, но оттого не ярко – главой администрации муниципального образования. Так что нашествия иноземных «сити-менеджеров» бояться не стоит, никто не заставляет нас коверкать привычные представления и языковые нормы. Исковеркать их можем только мы сами, если в устав нашего города внесем нечто подобное – федеральный закон здесь весьма либерален. Но ни городским депутатам, ни их избирателям, слава богу, такое в голову не приходит.
Нет в федеральных и областных законах и каких-то строгих и для всех одинаковых требований, которым должен соответствовать будущий глава администрации. Если лишь самые общие ограничения. А вот дополнительные, особенные требования к назначаемому на должность депутатами на основе конкурса главе администрации необходимо установить в уставе нашего города. Такими дополнительными требованиями, которым должен соответствовать кандидат на высокую должность, могут быть, например, требования к стажу работы в определенных должностях, просто наличие житейского опыта, который, как известно, приобретается с возрастом, наконец, способность руководить масштабными процессами – скажем, трудовым коллективом крупного предприятия.
Изменение устава города – процесс кропотливый и небыстрый. Основной нормативный правовой акт Великого Новгорода – итог нормотворчества не только депутатов, но прежде всего самих новгородцев. Поэтому любые предлагаемые в него изменения должны быть вначале обсуждены со всеми, кто в этом заинтересован. Для этого проводятся публичные слушания, в ходе которых каждый новгородец может внести свои предложения. Публичные слушания по изменениям в устав назначены Думой Великого Новгорода на 29 декабря на 18.00 в здании администрации на ул. Большая Власьевская, д.4. Сам проект предлагаемых изменений устава уже опубликован в официальном выпуске газеты «Новгород». Понятно, всем хочется в предновогодние дни больше времени посвятить праздничным покупкам да и просто подготовке к любимому всеми семейному празднику. Но за праздниками придут будни. В отведенный законодателями сжатый срок приведения муниципального устава в соответствие с законом кроме публичных слушаний должно уложиться еще множество процедур, включая регистрацию принятых изменений в органах юстиции и последующее обнародование. Так что подождать не получается. Публичные слушания пройдут в назначенный срок, и все желающие могут принять в них активное участие.

Константин ДЕМИДОВ,
депутат Думы Великого Новгорода,
председатель комиссии по законодательству и местному самоуправлению

Рис. Виктора БОГОРАДА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.