Не сити-менеджер, а глава администрации

Вызвавший бурю политических страстей областной закон, изменяющий порядок избрания глав муниципальных образований, принят и вступил в силу.

Правда, споры продолжаются. Оппоненты остались каждый при своём мнении – одни считают, что выборы мэров всеобщим прямым голосованием лучше и демократичнее, чем такие же выборы, но узким кругом - депутатами соответствующих муниципальных представительных органов. Другие же настаивают на том, что и в первом, и во втором случаях основной принцип демократии – выборность – никуда не делся, а речь идёт лишь о способе реализации этого принципа. Как это бывает ни парадоксально, но в такого рода общественных дискуссиях обе стороны бывают правы, отчего спор может продолжаться бесконечно. Впрочем, и само наличие политической дискуссии на эту тему уже является проявлением демократии.

Однако в повседневной жизни должна существовать правовая определенность, которую юристы ставят по своему значению даже выше справедливости. Кстати, во многом потому, что справедливость – явление в общем-то субъективное, а потому не абсолютное и спорное, а вот определенность – это как раз то, что, как говорится, «можно потрогать руками» и на основе чего можно дальше действовать. И в вопросе наделения полномочиями будущих глав муниципальных образований такая определенность есть – их предстоит выбирать из своего состава депутатам. Такой способ избрания высшего муниципального должностного лица прописан не только в областном, но и в федеральном законе. Причем довольно давно – с самого момента принятия этого закона о принципах организации местного самоуправления в 2003 году. Так что ничего нового, собственно, нет. Новое лишь в том: право определять способ избрания глав муниципальных образований с этого года передан на более высокую ступень – на уровень закона субъекта Федерации, который и был принят областной Думой в последние дни уходящей осени.
Теперь же перед муниципальными образованиями, в том числе и Великим Новгородом, стоит задача в довольно сжатые сроки – всего три месяца – привести свою нормативную базу в соответствие с требованиями и федерального, и областного законов.
Главный документ, который прежде всего подлежит изменению, – Устав Великого Новгорода. К удивлению, наверное, многих не искушенных в тонкостях нормотворчества граждан ни федеральный, ни областной законы не содержат ни четких правил избрания глав муниципалитетов депутатами, ни детального разграничения компетенции между главой администрации и главой муниципального образования. Кстати, никаких «сити-менеджеров» в наших законах нет. Это такое громкое, но абсолютно неофициальное наименование, которое с легкой руки журналистов стало очень популярным для главного муниципального чиновника, на языке закона именующегося вполне привычно для нашего уха, но оттого не ярко – главой администрации муниципального образования. Так что нашествия иноземных «сити-менеджеров» бояться не стоит, никто не заставляет нас коверкать привычные представления и языковые нормы. Исковеркать их можем только мы сами, если в устав нашего города внесем нечто подобное – федеральный закон здесь весьма либерален. Но ни городским депутатам, ни их избирателям, слава богу, такое в голову не приходит.
Нет в федеральных и областных законах и каких-то строгих и для всех одинаковых требований, которым должен соответствовать будущий глава администрации. Если лишь самые общие ограничения. А вот дополнительные, особенные требования к назначаемому на должность депутатами на основе конкурса главе администрации необходимо установить в уставе нашего города. Такими дополнительными требованиями, которым должен соответствовать кандидат на высокую должность, могут быть, например, требования к стажу работы в определенных должностях, просто наличие житейского опыта, который, как известно, приобретается с возрастом, наконец, способность руководить масштабными процессами – скажем, трудовым коллективом крупного предприятия.
Изменение устава города – процесс кропотливый и небыстрый. Основной нормативный правовой акт Великого Новгорода – итог нормотворчества не только депутатов, но прежде всего самих новгородцев. Поэтому любые предлагаемые в него изменения должны быть вначале обсуждены со всеми, кто в этом заинтересован. Для этого проводятся публичные слушания, в ходе которых каждый новгородец может внести свои предложения. Публичные слушания по изменениям в устав назначены Думой Великого Новгорода на 29 декабря на 18.00 в здании администрации на ул. Большая Власьевская, д.4. Сам проект предлагаемых изменений устава уже опубликован в официальном выпуске газеты «Новгород». Понятно, всем хочется в предновогодние дни больше времени посвятить праздничным покупкам да и просто подготовке к любимому всеми семейному празднику. Но за праздниками придут будни. В отведенный законодателями сжатый срок приведения муниципального устава в соответствие с законом кроме публичных слушаний должно уложиться еще множество процедур, включая регистрацию принятых изменений в органах юстиции и последующее обнародование. Так что подождать не получается. Публичные слушания пройдут в назначенный срок, и все желающие могут принять в них активное участие.

Константин ДЕМИДОВ,
депутат Думы Великого Новгорода,
председатель комиссии по законодательству и местному самоуправлению

Рис. Виктора БОГОРАДА