Здесь будет школа-сад…

02.07.2009

Здесь будет школа-сад...В «план оптимизации» попали две школы Великого Новгорода, в перспективе – ещё пять

Вышло в свет постановление Администрации Великого Новгорода №173, на основании которого до 1 сентября этого года будет проведена реорганизация в форме присоединения средней общеобразовательной школы № 28 к МОУ «Комплекс «Гармония».
В свою очередь, «Гармония» становится правопреемником всех прав и обязанностей присоединяемого учреждения. 

Это постановление – первый реальный шаг в оптимизации сети образовательных учреждений к новому учебному году в Великом Новгороде. Задача оптимизации сети образовательных учреждений была поставлена еще в Плане действий Правительства РФ по модернизации системы российского образования. При этом она рассматривалась как важный инструмент повышения социально-экономической эффективности образовательной системы.
Правда, родители, попавшие с детьми под «оптимизацию», увидели в нововведении не что иное, как «надуманность представленных чиновниками аргументов, направленных на развал образовательной сети города». Об этом они писали в «Открытом письме» к общественности Великого Новгорода еще зимой.

Есть закон, его надо выполнять

Председатель комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Наталья Рыбникова объясняет, что оптимизация образовательной сети города связана с рациональным  использованием имеющихся площадей, с выполнением законодательно установленных норм в части наполняемости классов, школ, детских садов и т.д. Что в комплексном проекте модернизации определены обязательства по оптимальному использованию ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и т.д.) и что нужно не забывать о демографии: по прогнозу до 2017 года никакого резкого увеличения количества школьников не будет. В этом году, например, всего 1105 выпускников, почти в 2 раза меньше обычного количества.
Кроме того, есть Указ Президента РФ и соответствующий указ губернатора, когда каждая территория оценивается, насколько она эффективно использует бюджетные средства.
– В системе образования по методике, которая принимается на всей территории России, в Великом Новгороде по итогам 2008 года неэффективно использовано 32 млн.303 тыс. рублей. Причины просты: много школ, мало детей, наполняемость классов низкая – менее 25 человек. В городе чуть более 18 тыс. школьников, если взять среднюю наполняемость школы 700 человек, то нам потребуется 30 школ, а у нас – 34. При этом некоторые школы занимают по два здания, – приводит цифры Наталья Павловна.
Она напомнила, что аналогичная ситуация была с детскими садами в 90-е годы и, чтобы сохранить те здания в системе образования, их перепрофилировали: часть детских садов были заняты начальными школами, а сейчас по требованию времени идет возвращение этих зданий обратно детским садам. Это коснулось детского сада №2, откуда ушла гимназия «Новоскул». К 1 сентября освобождаются площади бывшего детсада №69 от учеников школы №14, затем будут возвращены в систему дошкольного образования здания, занятые младшими классами комплекса «Гармония», школ №33 и №9. Наталья Рыбникова подчеркнула, что уйти «на сторону» из системы образования эти здания не могут,  Правительством России наложен мораторий на их приватизацию и продажу.
К сентябрю планируется реорганизовать еще школу № 24 (на ее базе планируется открытие центра детского туризма), на базе школы № 28 будет вечерняя школа, преобразования коснутся и школы №9.
В перспективе (но не в этом учебном году) – решение проблемы по высвобождению какого-либо здания на Торговой стороне для начальной школы, так необходимой этому району, где школы №13, № 14, № 8 занимаются в две смены. Далее оптимизация должна коснуться гимназии  «Квант», чтобы выполнить взятые на себя обязательства по комплексной программе модернизации образования, требующей наличия в классах 25 человек. Сегодня в гимназии наполняемость классов не более 13 человек, в старших – вообще по 6-8 учеников, что создает проблемы даже в выдаче аттестатов государственного образца.
– Президент определил подходы к тому, чтобы каждая школа имела условия для обучения детей, соответствующие современным требованиям, т.е. хорошую учебную базу, создать которую без распыления средств можно лишь в крупных школьных коллективах. Я очень благодарна родителям школы №9, которые поддерживают процессы, направленные на улучшение условий для обучения детей, – говорит Наталья Рыбникова. – Родителям пора привыкнуть к тому, что в Администрации города, как и в системе образования, нет равнодушных людей к условиям, в которых обучаются дети. Мы призваны эти условия улучшить.

Понять и принять

Здесь будет школа-сад...Директор школы №6, депутат городской Думы Светлана Матвеева уверена, что на сегодняшний момент оптимизация сети образовательных учреждений – острая необходимость, и, в первую очередь, с точки зрения финансово-экономического кризиса. Образовательные учреждения – такая же сфера деятельности, как и все остальные, и надо понимать, что эффективность учебного процесса не меняется, если в классе 14 или даже 6 человек, а финансирование совершенно разное, убеждает она.
– Сегодня предъявляются большие требования к качеству образования, а оно требует технически оснащенного учебного процесса. Это тоже вложение средств, и тоже оптимизация сети, – говорит Светлана Борисовна.
Она уверена, что увеличивать нужно не количество педагогов, а заработную плату, потому что это привлечет в школу более квалифицированные кадры, может быть, даже не педагогического образования, но которые обучат таким знаниям в использовании информационных технологий, которые сегодня не могут дать даже учителя информатики. И призывает родителей понять, что оптимизация сети – всегда сложный процесс, связанный с каждым ребенком, но пройти его надо однозначно, потому что на выходе из школы каждый ребенок проходит независимую аттестацию.
Светлана Матвеева соглашается, что, возможно, различными структурами, в том числе и управленцами в образовании, с объединением школ в городе была допущена ошибка. Может быть, недостаточно был использован потенциал СМИ для разъяснения процесса оптимизации, чтобы родители не думали, что школы закрывают «просто так». Но то, что сегодня количество мест для обучения детей превышает количество самих детей, – факт, и найти правильное решение, как их распределить по школам удобно и безболезненно, – задача для всех: специалистов органов управления, родителей.

Три преграды

Елена Филинкова, председатель комиссии по социальным вопросам Думы Великого Новгорода, заверила  новгородцев, что «депутаты держат под контролем этот вопрос», и очень осторожно высказалась по оптимизации сети образовательных учреждений.  Открыть «зеленую улицу» предстоящей реструктуризации, по ее мнению, мешают три момента:
– Во-первых, выбрано неподходящее время. Проведение мероприятий по изменению сети образовательных учреждений, предполагающей не только изменения почти в трети образовательных учреждений, но и закрытие нескольких школ, во время экономического кризиса выглядит, по мнению новгородцев, как провокация. Если бы не своевременные действия депутатов, мэра и губернатора, политическая ситуация могла бы быть не такой мирной.
Во-вторых, до сих пор не ясно, как предполагаемые меры скажутся на эффективности использования бюджетных средств. Поясню: слияние школ позволяет сэкономить средства на зарплате администрации, но предполагаемое открытие центров дополнительного образования на базе закрытых школ потребует на свое содержание бюджетных средств на несколько порядков больше. В чем экономия?
В-третьих, целью перспективного плана оптимизации сети образовательных учреждений является «создание необходимых условий».  Когда же управленческие цели станут конкретными и измеримыми? Что понимается под «необходимыми условиями», как будем оценивать результаты управленческих решений? Неясно.
И все же ясности хочется. Чей же это интерес и от кого должна исходить инициатива оптимизации: от граждан или ведомства? И как сделать, чтобы общественность (а не только родители) переживала бы по потраченным деньгам налогоплательщиков, как по собственному кошельку. Получается, что родители волнуются, а обществу как бы «все равно», хотя делается-то реформа для блага всех. И вообще, возможна ли оптимизация сети образовательных учреждений с надеждой на общественное благополучие?
Наверно, возможна, если она будет удовлетворять общественные потребности и интересы.

 

 

В городе чуть более 18 тыс. школьников, если взять среднюю наполняемость школы 700 человек, то нам потребуется 30 школ, а у нас – 34.

 

Уйти «на сторону» из системы образования здания учебных заведений не могут,  Правительством России наложен мораторий на их приватизацию и продажу.

Есть закон, его надо выполнять

Председатель комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Наталья Рыбникова объясняет, что оптимизация образовательной сети города связана с рациональным  использованием имеющихся площадей, с выполнением законодательно установленных норм в части наполняемости классов, школ, детских садов и т.д. Что в комплексном проекте модернизации определены обязательства по оптимальному использованию ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и т.д.) и что нужно не забывать о демографии: по прогнозу до 2017 года никакого резкого увеличения количества школьников не будет. В этом году, например, всего 1105 выпускников, почти в 2 раза меньше обычного количества.
Кроме того, есть Указ Президента РФ и соответствующий указ губернатора, когда каждая территория оценивается, насколько она эффективно использует бюджетные средства.
– В системе образования по методике, которая принимается на всей территории России, в Великом Новгороде по итогам 2008 года неэффективно использовано 32 млн.303 тыс. рублей. Причины просты: много школ, мало детей, наполняемость классов низкая – менее 25 человек. В городе чуть более 18 тыс. школьников, если взять среднюю наполняемость школы 700 человек, то нам потребуется 30 школ, а у нас – 34. При этом некоторые школы занимают по два здания, – приводит цифры Наталья Павловна.
Она напомнила, что аналогичная ситуация была с детскими садами в 90-е годы и, чтобы сохранить те здания в системе образования, их перепрофилировали: часть детских садов были заняты начальными школами, а сейчас по требованию времени идет возвращение этих зданий обратно детским садам. Это коснулось детского сада №2, откуда ушла гимназия «Новоскул». К 1 сентября освобождаются площади бывшего детсада №69 от учеников школы №14, затем будут возвращены в систему дошкольного образования здания, занятые младшими классами комплекса «Гармония», школ №33 и №9. Наталья Рыбникова подчеркнула, что уйти «на сторону» из системы образования эти здания не могут,  Правительством России наложен мораторий на их приватизацию и продажу.
К сентябрю планируется реорганизовать еще школу № 24 (на ее базе планируется открытие центра детского туризма), на базе школы № 28 будет вечерняя школа, преобразования коснутся и школы №9.
В перспективе (но не в этом учебном году) – решение проблемы по высвобождению какого-либо здания на Торговой стороне для начальной школы, так необходимой этому району, где школы №13, № 14, № 8 занимаются в две смены. Далее оптимизация должна коснуться гимназии  «Квант», чтобы выполнить взятые на себя обязательства по комплексной программе модернизации образования, требующей наличия в классах 25 человек. Сегодня в гимназии наполняемость классов не более 13 человек, в старших – вообще по 6-8 учеников, что создает проблемы даже в выдаче аттестатов государственного образца.
– Президент определил подходы к тому, чтобы каждая школа имела условия для обучения детей, соответствующие современным требованиям, т.е. хорошую учебную базу, создать которую без распыления средств можно лишь в крупных школьных коллективах. Я очень благодарна родителям школы №9, которые поддерживают процессы, направленные на улучшение условий для обучения детей, – говорит Наталья Рыбникова. – Родителям пора привыкнуть к тому, что в Администрации города, как и в системе образования, нет равнодушных людей к условиям, в которых обучаются дети. Мы призваны эти условия улучшить.

Понять и принять

{mosimage}Директор школы №6, депутат городской Думы Светлана Матвеева уверена, что на сегодняшний момент оптимизация сети образовательных учреждений – острая необходимость, и, в первую очередь, с точки зрения финансово-экономического кризиса. Образовательные учреждения – такая же сфера деятельности, как и все остальные, и надо понимать, что эффективность учебного процесса не меняется, если в классе 14 или даже 6 человек, а финансирование совершенно разное, убеждает она.
– Сегодня предъявляются большие требования к качеству образования, а оно требует технически оснащенного учебного процесса. Это тоже вложение средств, и тоже оптимизация сети, – говорит Светлана Борисовна.
Она уверена, что увеличивать нужно не количество педагогов, а заработную плату, потому что это привлечет в школу более квалифицированные кадры, может быть, даже не педагогического образования, но которые обучат таким знаниям в использовании информационных технологий, которые сегодня не могут дать даже учителя информатики. И призывает родителей понять, что оптимизация сети – всегда сложный процесс, связанный с каждым ребенком, но пройти его надо однозначно, потому что на выходе из школы каждый ребенок проходит независимую аттестацию.
Светлана Матвеева соглашается, что, возможно, различными структурами, в том числе и управленцами в образовании, с объединением школ в городе была допущена ошибка. Может быть, недостаточно был использован потенциал СМИ для разъяснения процесса оптимизации, чтобы родители не думали, что школы закрывают «просто так». Но то, что сегодня количество мест для обучения детей превышает количество самих детей, – факт, и найти правильное решение, как их распределить по школам удобно и безболезненно, – задача для всех: специалистов органов управления, родителей.

Три преграды

Елена Филинкова, председатель комиссии по социальным вопросам Думы Великого Новгорода, заверила  новгородцев, что «депутаты держат под контролем этот вопрос», и очень осторожно высказалась по оптимизации сети образовательных учреждений.  Открыть «зеленую улицу» предстоящей реструктуризации, по ее мнению, мешают три момента:
– Во-первых, выбрано неподходящее время. Проведение мероприятий по изменению сети образовательных учреждений, предполагающей не только изменения почти в трети образовательных учреждений, но и закрытие нескольких школ, во время экономического кризиса выглядит, по мнению новгородцев, как провокация. Если бы не своевременные действия депутатов, мэра и губернатора, политическая ситуация могла бы быть не такой мирной.
Во-вторых, до сих пор не ясно, как предполагаемые меры скажутся на эффективности использования бюджетных средств. Поясню: слияние школ позволяет сэкономить средства на зарплате администрации, но предполагаемое открытие центров дополнительного образования на базе закрытых школ потребует на свое содержание бюджетных средств на несколько порядков больше. В чем экономия?
В-третьих, целью перспективного плана оптимизации сети образовательных учреждений является «создание необходимых условий».  Когда же управленческие цели станут конкретными и измеримыми? Что понимается под «необходимыми условиями», как будем оценивать результаты управленческих решений? Неясно.
И все же ясности хочется. Чей же это интерес и от кого должна исходить инициатива оптимизации: от граждан или ведомства? И как сделать, чтобы общественность (а не только родители) переживала бы по потраченным деньгам налогоплательщиков, как по собственному кошельку. Получается, что родители волнуются, а обществу как бы «все равно», хотя делается-то реформа для блага всех. И вообще, возможна ли оптимизация сети образовательных учреждений с надеждой на общественное благополучие?
Наверно, возможна, если она будет удовлетворять общественные потребности и интересы.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.