После обильных снегопадов и продолжительной оттепели автомобилисты обнаружили, что на многих улицах под мутной водой их подстерегают выбоины-ловушки, самым отрицательным образом отражающиеся на «здоровье» их авто. 

Многие автолюбители задались вопросом: кто компенсирует им стоимость ремонта подвески, досрочно «убитой» на уличных ухабах?

Ответ, казалось бы, на поверхности.  В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» ответственность за надлежащее содержание городской улицы, в том числе отсутствие ям и выбоин на проезжей части, возложена на орган местного самоуправления, то есть на городскую администрацию. Тут, как говорится, и ГОСТ вам в помощь – есть такой документ, который строго регламентирует и количество, и глубину, и ширину, и прочие допустимые параметры мелких дефектов проезжей части. И, соответственно, не допускает наличия крупных. Есть и специальные организации, с которыми заключён муниципальный контракт на ремонт и содержание дорог. Так что спросить есть с кого. Но не всё так просто. Подвеска, как и весь автомобиль – вещь не вечная. Износ неизбежен. При этом ни один специалист не сможет достоверно сказать – насколько на повышенный износ автомобиля повлияла конкретная яма или выбоина. Общее состояние дорог – да, оказывает влияние – об этом вам скажет любой спец. А вот на сколько процентов убавился ресурс от конкретной выбоины – нет. Не определить. Поэтому в судебном порядке ущерб, причинённый вашему автомобилю из-за дефектов дороги, можно реально взыскать лишь в том случае, если, попав в конкретную яму или выбоину, машина получила повреждение или, не дай бог, попала в ДТП. В таких случаях причинно-следственная связь между состоянием дороги и убытком может быть доказана. Кстати, такие дела в судах – отнюдь не редкость, как и решения в пользу автовладельцев. А вот взыскать убытки от состояния дороги «вообще»  – вещь практически нереальная.
Так что реагировать придётся традиционным способом – обращениями в городскую администрацию, прокуратуру, в ГИБДД (на эту организацию возложена обязанность надзора за состоянием дорог), да и просто привлечением всеобщего внимания. На местных интернет-ресурсах уже полно соответствующих фотографий. Хватает, правда, и язвительных комментариев, когда обнаруженные выбоины заделывают укладкой асфальта в снег и слякоть. Но язвить, наверное, здесь не стоит. Ведь если у вас разобьется окно, то в лютый мороз и прибитое гвоздями одеяло будет лучше, чем зияющая дыра на улицу в ожидании прихода мастера.

Константин ДЕМИДОВ,
депутат Думы
Великого Новгорода, юрист