В щадящем режиме
Жалобы на неудовлетворительную уборку улиц были и в прошлую зиму, и в позапрошлую… Тема, к сожалению, из разряда «вечных».
«Почему не чистят от снега тротуары? Ходить просто невозможно – кругом лед и вода! Не чищено, не посыпано песком до сего дня с конца декабря. Про пешеходов вообще никогда не помнят. Как же вы, депутаты, не любите новгородцев! Даже не «читаете» нас в данной рубрике…
Ольга и другие жители центра города.
15 января, 20:59»
Вот такое сообщение размещено возмущёнными горожанами на сайте Думы Великого Новгорода. И это лишь один пример из множества обращений, коими полны интернет, редакции газет, всякого рода «горячие линии» и приёмные депутатов. Такое ощущение, что проблема уборки улиц преследует город, как злой рок. То снега слишком много, как это было в 2013-м, когда случился настоящий транспортный и пешеходный коллапс, то наоборот – слишком мало, как в 2014-м, когда городские деньги на зимнюю уборку оказались перечислены уборщикам «за красивые глаза», зато этих же денег так не хватало летом, чтобы побороть некстати разросшуюся буйную траву. В общем, куда ни кинь – всюду клин. Но так ли на самом деле обстоит дело.
Городские депутаты уже давно и жёстко критикуют администрацию за плохую организацию уборки города. Сначала ответственные лица в ответ разводили руками – мол, каковы уборщики, такова и уборка. Муниципальный контракт заключен на торгах, изменить или разорвать его нельзя – ничего не поделаешь, надо подождать его окончания. Надо так надо. Новгородцы народ терпеливый. Но каково же было удивление, когда оказалось, что новый контракт, выставленный в начале осени на торги, по сути ничем не отличается от старого. Если не сказать – хуже старого, поскольку не терпит даже тени конкуренции в этой сфере. По его условиям весь город должна убирать исключительно одна компания – та, что выиграет торги. Понятно, бюджетные деньги на уборку выделяются немалые – свыше 360 млн руб., объём работы большой. Претендовать на такое может только большая компания, которых в городе легко по пальцам пересчитать. Неудивительно, что за уборку взялся опять тот, чьи услуги и вызывали нарекание – Новгородское спецавтохозяйство. Потому, наверное, и претензии новгородцев опять те же – снег, лёд, слякоть и грязь…
Примечательно, что ещё 19 сентября 2014 г., когда только шла речь о заключении нового уборочного контракта, было проведено заседание думской комиссии по законодательству и местному самоуправлению с приглашением ответственных лиц из администрации. Депутатами были высказаны претензии и предложения по будущему контракту. Но администрация осталась при своём, как теперь показывает практика, неправильном мнении. Отсутствие конструктивного подхода вынудило по итогам заседания даже направить в прокуратуру соответствующее обращение, в котором ставились те же вопросы, которые городская администрация не захотела услышать от депутатов непосредственно. В частности, вопрос о том, что часть улиц, которые администрация, видимо, посчитала «неважными», просто «выброшена» из контракта. То же относится и ко многим тротуарам. В итоге сейчас мы наблюдаем ту картинку, что описана в интернет-обращении: не чищено, не посыпано песком. И не будет почищено и посыпано. Ведь тротуар – «ничей». Придётся ждать весны, когда природа всё кругом очистит от снега. Нет в контракте и «зелёных» зон – газонов между дорогой и тротуарами, на которых после таяния снега оказывается масса весеннего мусора. Как и в прежние годы, их уборка, видимо, должна пройти на волне народного энтузиазма в день субботника, а не в результате обычной плановой работы. Но и в отношении тех улиц, что включены в договор на уборку, потребовать от подрядчика выполнения своих обязательств не так-то просто. В контракте нет жёстких штрафных санкций. Максимум, что грозит за плохую работу, – её неоплата. Хотя какая же это санкция. Плохая работа и так не должна оплачиваться. Но городская исполнительная власть, видимо, так не считает, в результате чего подрядчик работает (или не работает) в весьма щадящем для него режиме.
Каждый государственный или муниципальный орган наделён своей компетенцией. И правоохранители не могут исправлять за кого-то хозяйственные просчёты или править условия муниципальных контрактов. Это дело муниципальных властей, которые, независимо от того, какая это ветвь – представительная (дума) или исполнительная (администрация), – должны действовать совместно и в интересах всех новгородцев. Но, как указывалось выше, конструктивного взаимодействия в этом вопросе не получилось. Не получается и сейчас. Даже после того, как правоохранители усмотрели при заключении контракта нарушение антимонопольного законодательства и применили административные санкции, мэрия продолжает настаивать на правильности своей позиции по созданию монопольной среды в вопросах уборки, о чём мэр недвусмысленно заявил на пресс-конференции. Теперь вопрос решается арбитражным судом. Но суд, какое бы решение ни принял, не очистит тротуары, не посыплет их песочком и не сделает работу вместо городских властей.
Очень жаль, что в вопросах уборки города взаимоотношения между депутатами и администрацией перешли в плоскость выяснения – кто был прав при рассмотрении нового муниципального уборочного контракта. Уж лучше бы спорили о новых технологиях городской уборки, которыми, пока суд да дело, даже и не пахнет на улицах – всё те же «Беларуси» с круглыми метёлками сзади да поливальные машины с навешенными на них на зиму приспособлениями для сгребания снега. Если замечтаться, то, глядя на эту чудо-технику, можно представить себя ребёнком, бодро шагающим в детсад лет этак сорок назад…
Не хочется заканчивать на грустной ноте. А потому надеюсь, что, не дожидаясь окончания очередного контракта, новгородцы в лице депутатов смогут таки найти общий язык с городской администрацией и нынешняя зима станет последней, в которой проблемы уборки так отравляют повседневную жизнь горожан.
Константин ДЕМИДОВ, депутат Думы Великого Новгорода