Объективно и без эмоций

В федеральном «разрезе» Великий Новгород демонстрирует устойчивое развитие. Как оценят это в самом областном центре?

В конце декабря прошлого года известное российское рейтинговое агентство SGM обнародовало рейтинг  устойчивого развития за 2013 год городов России с населением свыше 100 тыс. человек. По совокупности всех показателей (городская и социальная инфраструктура, демография, развитие экономики, экологическая ситуация), на доскональный подсчет и анализ которых у специалистов ушло более полугода (чёткие статданные появляются не ранее марта-апреля), Великий Новгород занял девятое место.

Войдя в первую десятку устойчиво развивающихся городов, Новгород несколько уступил Москве, Санкт-Петербургу и газовому гиганту Новому Уренгою (вполне понятно, бюджетные вливания в эти города абсолютно несопоставимы с Новгородом), но обошел Екатеринбург и прилично оторвался от соседей по СЗФО. Скажем, Псков на 22 месте, Вологда — на 24, Калининград вообще на 50-м. Примечательно, что итоги этого рейтинга легли в основу другого по итогам 2014 г. — уже от фонда «Петербургская политика» для российских регионов. Устойчивость и положительная динамика работы Новгорода (та самая, которую на месте городские депутаты оценили как «неудовлетворительную») в том числе помогла Новгородской области закрепиться на позиции «региона со средней устойчивостью», чуть-чуть не дойдя до планки «высокой устойчивости». Подобные рейтинги имеют большое значение для федерального центра.
Предварительные итоги развития Великого Новгорода прозвучат на следующей неделе в отчете мэра Юрия Бобрышева перед городской Думой (кстати, областной центр отчитается одним из первых, остальные районы сделают это в конце февраля), доклад будет полностью опубликован. Однако об определенных параметрах — чего удалось достичь, что сделать не удалось — хотелось бы сказать уже сегодня, в рамках прописанного в Уставе города отчета мэра перед избирателями. Они главнее. Итак, первый вопрос мэру Юрию БОБРЫШЕВУ.
– Юрий Иванович, без «сиропных» лозунгов, без эмоций, спокойно и объективно. Может, не очень и приятно, но, на ваш взгляд, с какими проблемами справиться в прошлом году не удалось? С исполнением судебных решений?
– Это так, но, опять же, давайте объективно. Я уже неоднократно говорил, в том числе и на разных высоких уровнях, что ситуация с исполнением судебных решений — камень преткновения для всей России. Это как крючок для многих мэров — подсечь можно каждого в любой момент. Проблему решать нужно, в том числе и на федеральном уровне, например, в части полномочий и грамотного финансирования муниципалитетов. Но сказать, что мы сидим сложа руки, нет, нельзя. Возьмем ситуацию по обеспечению жильем детей-сирот. До 2012 г. эти полномочия были у города, проблем не было вообще — жилье покупалось на вторичном рынке. Потом полномочия у нас изъяли на уровень области, где решили строить жилье для этой категории (кстати, сейчас подумывают о возвращении к покупке, задешево хорошо построить сложно). Кроме того, приняли областной закон, что дети-сироты могут вставать на очередь где угодно. Куда они пошли записываться? Естественно, к нам - очередь выросла до 300 человек сразу. Областной закон отменили, но очередь в городе осталась. Кроме того, федеральным законом №15-ФЗ, действующим с 1 января 2013 г., расширен перечень оснований, по которым дети-сироты имеют право вне очереди получить жилье. В 2014 г. область нам полномочия снова вернула. К слову, в марте того же года область должна была сдать дом для городских детей-сирот в Кречевицах, но вот сдает до сих пор. Что касается города, то мы пытались решить проблему, предоставив множество пустующих квартир в доме на Б. Санкт-Петербургской, 99, выстроенном по программе для «военных». Увы, решить проблему на федеральном уровне не удалось, и, если помните, губернатор ставил этот вопрос на недавней встрече с Президентом.

В целом, я уже говорил, что порядка 500 млн руб. на исполнение судебных решений за несколько лет уже потрачено, «висит» еще на 672 млн руб. По ремонту многоквартирных домов – есть графики, подписанные соглашения, работа идет. Но постепенно, выше головы (в данном случае – бюджета) не прыгнешь. То же касается и дорог. По-честному – и пусть не обижаются контролирующие и проверяющие органы — ни одна дорога в России стандартам не соответствует, априори, судебное решение может быть по каждой «трассе». И на мой взгляд, только в городские дороги надо вкладывать по 600-700 млн руб. ежегодно. Объективно — таких возможностей пока нет. Но работать в этом направлении будем.
– Ну а если в целом, как оцениваете прошлый год?
– Город исполнил, а где-то (по ликвидации очередей в детсады, по программе переселения из ветхого жилья) и досрочно выполнил Указы Президента. Со всеми основными показателями мы также справились и, несмотря на непростую экономическую ситуацию, даже с ростом. В Великом Новгороде формируется до 60% прибыли всей области, производится порядка 60% промышленной продукции, осваивается более 50% инвестиций.
Замечу, доля города в валовом региональном продукте по нашей оценке составляет 65%. Парадоксально, но этот показатель должен бы уменьшаться. Тогда можно говорить об экономическом росте районов Новгородской области, без «перекоса» в сторону областного центра. Но при этом рост к предыдущему году в городе должен быть обязательно. И он есть.
Да, замедлились темпы роста по строительству в целом. Но тут, опять же, как посмотреть. Большую долю в общем объеме строительства занимает третий мост, и вложения в него в 2014-м были значительно меньше 2013-го. Отчитываться строительством объектов за федеральные деньги или иметь в виду внутренние ресурсы и средства? По вводу жилья, например, есть небольшой, но рост. На этот год нам поставлен план в 200 тыс.кв.м, т.е. по 0,92 «квадрата» на горожанина. Если выполним, то практически приблизимся к президентской установке обеспечить к 2020 году ввод жилья на уровне 1 кв.м на жителя. Посмотрим... Работать надо, конструктивно, без лишних эмоций.


Чтобы не быть голословными, проиллюстрировать слова градоначальника имеющимися данными мы попросили городской комитет экономики. Сразу оговоримся — показателей очень много. Например, по разделу «местных полномочий» – таковых более 100, плюс порядка 60 — переданных городу полномочий государственного уровня. Поэтому остановимся на основных моментах.

Полномочия по решению вопросов местного значения

Финансы. Бюджет города в 2014 г. исполнен  по доходам в сумме 4 млрд 697,6 млн руб. (100 % к плану), по расходам – 4 млрд 884,3 млн руб. (98,5 %). В части собственных полномочий обеспечено исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам на 101,4%. Уточненный годовой план выполнен по всем доходным источникам. Таким образом, в 2014 г., как и в предыдущие годы, обеспечено планируемое поступление доходов, исполнение всех принятых расходных, а также долговых обязательств города.
Фактическое исполнение бюджета по всем основным показателям обеспечено практически на уровне предыдущего 2013 г. Ухудшения значений показателей не допущено. Бюджетная обеспеченность за 2014 г. составила 9 тыс. руб. на одного жителя города, что примерно соответствует уровню Петрозаводска и Вологды и опережает уровень таких городов, как Псков – 8 тыс. руб.; Брянск и Орел – по 7 тыс. руб.
Великий Новгород ежегодно обеспечивает рост налоговых и неналоговых доходов относительно предыдущего периода. Темп роста в последние годы составлял не менее 10%. И обратите внимание. Налоговые поступления во все уровни бюджетов с территории города составляют более 50% от всех налоговых поступлений Новгородской области (62% – за 9 месяцев 2014 г.). При этом у города остается менее 10% от всех собираемых налоговых доходов. Напомним, планка по НДФЛ (одному из основных налогов) для областной «столицы» опущена на минимальные 15%.
Хотя все запланированные расходные обязательства исполнены, реальная потребность в бюджетных ассигнованиях на исполнение собственных полномочий города оценивается в 5,6 млрд руб., т.е. в 2,6 раза выше, чем ежегодно утверждается в бюджете, исходя из имеющихся возможностей.

Муниципальное имущество. По линии КУМИ в бюджет города поступило почти 118 млн руб., в том числе более 94 млн от продажи муниципального имущества (в список включен 71 объект, продан 31) и более 20 млн руб. от аренды  муниципального нежилого фонда. Некоторое уменьшение доходов от продаж объясняется сокращением муниципального имущества, которое интенсивно приватизировалось до 2009 г. В последующие годы приватизация пошла на убыль. Предлагаемое имущество, как правило, требует значительных дополнительных вложений для его дальнейшего использования, а так как экономический кризис отразился на платежеспособности потенциальных покупателей, спрос сократился, приватизация замедлилась. Ну и «вкусного» для продажи осталось мало. Например, акции «Автобусного парка». Но депутаты хотят отдать их областным властям. Безвозмездно.
Добавим, что КУМИ заканчивает работу по уточнению перечня местных дорог (это влияет на получение денег из дорожного фонда), а также по выявлению, инвентаризации и включению бесхозяйных инженерных сетей в реестр муниципальной собственности как принадлежность к муниципальным объектам (котельным, КНС, ПНС, магистральным сетям) для дальнейшей передачи в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям.

Градостроительство, земля, льготники. В 2014 г. введено в эксплуатацию 133 тыс. 77 кв. м жилья, для сравнения: в 2013 — 131 тыс.892 кв.м, в 2012 — 109 тыс.723 кв. м. Динамика очевидна.
Кроме того, в 2014 г. выданы 13 разрешений на строительство торговых объектов (в том числе, вторая очередь «Ленты» на Псковской, ввод запланирован на февраль), 10 разрешений на строительство производственных объектов, 17 разрешений на объекты транспортной инфраструктуры,13 разрешений на строительство зданий общественного и административного назначения. По итогам года выдано 84 разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства различного назначения — от торговых комплексов до заводов.
Кстати, в этом году продолжится строительство спортцентра с универсальным игровым залом по ул. Псковской. Ориентировочно пуск объекта состоится в конце текущего года. В бюджете города предусмотрены 5,7 млн руб. на ремонт стадиона «Волна», что позволит создать условия для включения его во Всероссийский реестр объектов спорта. Запланирован ремонт спортплощадок на территориях «Гимназии №3» и «Гимназии «Эврика» на сумму
8 млн руб.
По состоянию на 1 января 2015 г. через администрацию Великого Новгорода городским льготникам предоставлено 880 земельных участков в массивах в Новгородском районе. В 2015 г. на территории массивов планируется к предоставлению еще 155 участков общей площадью 16,3 га. Вместе с тем для реализации законных прав граждан всех льготных категорий на получение участков для индивидуального жилищного строительства мэрии уже сейчас необходимо 1500 земельных участков (150 га). Вопрос будем решать совместно с областным правительством и районами области.

Коммунальное хозяйство. Продолжается строительство насосной станции третьего подъема, в том числе резервуаров чистой воды. В 2013-2014 гг. на эти цели направлено 31,4 млн руб. Для окончания строительства необходимо 159,9 млн руб. Для решения этой проблемы мэрией достигнута договоренность с правительством области о софинансировании в соотношении 25% – бюджет города и 75% – субсидии областного бюджета. В результате, в бюджете города на 2015-2016 гг. предусмотрены по 17,5 млн руб. на строительство объекта.
В 2014 г. взамен морально устаревшей и аварийной котельной «Новгородского завода стекловолокна» введена в эксплуатацию автоматизированная газовая котельная, которая обеспечит надёжное теплоснабжение Деревяниц.
В ноябре 2014 г. объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения по МУП «Теплоэнерго». Предварительно, аукцион состоится весной, претендентов двое.
По итогам 9 месяцев проведен анализ показателей деятельности МУП «Новгородский водоканал», в результате которого объекты коммунального хозяйства, переданные на праве хозяйственного ведения предприятию, были исключены из плана-графика мероприятий по передаче в концессию.
Распоряжением Администрации Великого Новгорода создана рабочая группа по рассмотрению целесообразности заключения концессионного соглашения в отношении полигона ТБО. С целью поиска средств на строительство второй очереди полигона и увеличение срока эксплуатации за счет современных передовых технологий, на заседаниях рабочей группы будут рассмотрены предложения потенциальных инвесторов (в основном петербуржцы, но есть и новгородское ООО «Экосити»).
В 2014 г. капремонт был выполнен в 266 многоквартирных домах. Общий объем финансирования на капремонт жилфонда за счет всех источников составил более 125 млн руб., в том числе из бюджета города — около 117 млн руб. На капремонт многоквартирных домов по решению суда направлено почти 77 млн руб.
За 2008-2014 гг. расселено 38 ветхих и аварийных домов, переселена 251 семья (699 человек). Таким образом, Указ Президента в этой сфере выполнен полностью, Великий Новгород приступает к реализации уже собственной программы по расселению.
Кстати, сравнительный анализ тарифов на коммунальные услуги в городах СЗФО показал, что тарифы, установленные для новгородцев, ниже среднего уровня тарифов, установленных в Вологде, Выборге, Пскове, Калининграде...

Дороги. В 2014 г. отремонтировано 12,9 км автомобильных дорог города общей площадью более 103 тыс. кв.м и 2,1 км тротуаров общей площадью почти 4 тыс. кв.м.
Ведется проектирование подъездов к строящемуся третьему мосту. Исполнителем муниципального контракта – ОАО «Институт Новгородгражданпроект» – работы выполняются в строгом соответствии с графиком. Проектно-сметная документация на строительство по Б.Московской на участке от ул. Державина до ул. 20 Января проходит госэкспертизу. По мере готовности проекта в этом году пройдут конкурсные процедуры и будет начато строительство. Его планируется выполнить в 2015 г., обеспечив при этом съезд (транспортную развязку) с третьего моста, ввод которого запланирован на 2016 г.
В 2014 г. также выполнено проектирование работ по капремонту дороги по улице Связи с устройством ливневой канализации, получено положительное заключение госэкспертизы. По итогам конкурсных процедур определена подрядная организация, с которой заключен муниципальный контракт, – ЗАО «СМУ-57». Завершение работ планируется на конец первого полугодия.


Переданные городу госполномочия, в том числе вытекающие из «майских» Указов Президента

В общей сложности в городе насчитывается более 61 тыс. льготников, значительный рост отмечается по числу многодетных семей (к вопросу о демографии), если сосчитать с резко увеличившимся миграционным приростом (а в плохие условия, согласитесь, люди жить не поедут) — население города реально растет. Все меры соцподдержки сохранились, более того, даже увеличивались –  с 1 января 2014 г. на 5% проиндексированы размеры ежемесячных выплат региональным льготникам (ветеранам труда, труженикам тыла и т.д.). К этому можно добавить местные выплаты — по 400 тыс. руб. за «двойню», по миллиону — за тройню, по 7,5 тыс. руб. за первенца. Напомним, что в минувшем году введено 471 дополнительное место в детсадах, очередей нет не то что с 3 лет (о чем говорит Указ Президента), уже и с двух.
Вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам будет решен в этом году. Достигнута договоренность с основными городскими застройщиками о приобретении квартир в новостройках для 68 детей-сирот. Что касается ветеранов Великой Отечественной, их вдов и жителей блокадного Ленинграда, то все, вставшие на учет в городе до 25.12.2014 г., улучшили свои жилищные условия.

 

Благоустройство

Напомним, с июня прошлого года после изменения областного законодательства (инициированного, кстати, мэрией) специалисты контрольно-административного управления и другие подразделения администрации получили право составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении граждан. Всего с 24 июня по 31 декабря 2014 г. в отношении физлиц составлено 162 протокола, причем 121 — за парковку в неположенном месте. На заседании административной  комиссии рассмотрено 139 дел об административных правонарушениях в отношении физических лиц, 46 человек освобождены от ответственности, с объявлением устного замечания. На остальных наложено штрафов в общей сложности на четверть миллиона рублей.
Если брать в целом работу административной комиссии города, то с 14 января по 31 декабря 2014 г. проведено 49 заседаний, рассмотрено 364 протокола об административных правонарушениях. Сумма наложенных штрафов за этот период составила без малого 3 млн руб. Говорите, в городе нет контроля? Да, не идеально, но работать власти могут, что и доказывают. Делом.

 

Перспективные инвестиционные проекты

ОАО «НПО Стеклопластик», номенклатурная линейка продукции включает высокопрочные высокомодульные стеклянные волокна, кремнеземные волокна; высокотемпературную теплоизоляцию для автомобильной промышленности и производства бытовой техники. Основные потребители – аэрокосмические и оборонные предприятия России, а также Европы и Японии. Объем инвестиций — 527,7 млн руб., персонал — 100 человек. Фактическая средняя зарплата в 2014 г. – почти 40 тыс. руб.
ЗАО «Невский Трансформаторный завод «Волхов». Предприятие специализируется на выпуске средних измерительных трансформаторов тока и напряжения. Продукция реализуется в России и ближнем зарубежье. Предприятие способно выпускать 1500 изделий в месяц. В планах довести численность работников до 120 человек на первой очереди для работы в две смены. Вторую очередь предприятия планируется построить совместно с иностранными инвесторами. В инвестиционный проект по запуску второй очереди планируется вложить от 250 до 300 млн руб.
Предприятие по производству и ремонту горного оборудования и специальной техники «Вега-Про». Контракты от Мурманска до Находки. В первую очередь предприятия вложено более 200 млн руб. Средняя численность работающих – 40 человек.
ООО «А.Эсперсен». В Великом Новгороде на арендованных площадях ООО «Новая Аляска «Волхов» установлена первая линия по производству фишбургеров для сети предприятий ООО «Макдоналдс». Общая стоимость проекта – 304,7 млн руб. Объем инвестиций превышает 140 млн руб. Реализация проекта рассчитана до 2018 г. включительно с постепенным расширением производства.
ООО"НовВнежТех", которое является официальным дистрибьютором торговой марки Polar Fox в России. На данный момент в городе действует производство по выпуску всех видов ATV техники Polar Fox. Это мощные и надежные квадроциклы, которые пользуются популярностью среди любителей экстремальной техники. Производство по 8 квадроциклов в сутки, до 1000 единиц в год. Численность персонала — до 20 человек, в проект инвестировано 21 млн руб.

 

В продолжение темы.

По поручению мэра Юрия Бобрышева администрация Великого Новгорода обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения городской Думы о безвозмездной передаче 100% акций ОАО «Автобусный парк» в ведение областных властей. Основанием для обращения послужило нарушение, по мнению мэрии, Думой Великого Новгорода норм законодательства РФ при принятии спорного решения.
«Учитывая, что решение Думы Великого Новгорода от 12.01.2015 № 416 «О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования - городского округа Великий Новгород» вступило в законную силу лишь 12.01.2015 и обратной силы не имеет, на момент принятия спорного решения – 15.12.2014 Дума Великого Новгорода не обладала полномочиями, необходимыми для принятия такого акта, и своими действиями вмешалась в решение вопросов, отнесенных к ведению администрации города. При принятии оспариваемого решения Думы был также допущен и ряд процедурных нарушений, в частности, пункт 4 решения после прохождения процедуры голосования был дополнен реквизитами нормативного правового акта», – пояснила начальник правового управления мэрии Анна Недовесова.
По мнению мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева, спорное решение нарушает права и законные интересы администрации в связи с тем, что его реализация может привести к безвозмездному отчуждению дорогостоящего имущества из собственности муниципалитета, что значительно осложнит исполнение возложенных на мэрию обязательств.
Предварительное судебное заседание по данному делу назначено на 11 февраля.

Дмитрий НЕЛИДОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)