Счастливы вопреки

12.02.2015

Когда у человека всего одно, но очень-очень огромное желание, оно, как правило, исполняется. Особенно, когда называется – «хочу жить!»   

Счастливы вопреки 1Представители старшего поколения, прошедшего через Великую Отечественную войну, вполне справедливо могли бы корить судьбу за нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. За потери, увечья, голод, за убитое детство и юность. Но они были счастливы, что война их оставила в живых. И, наверстывая упущенные годы, любили, рожали детей и радовались каждому дню.

Новгородцы Мария и Василий Ивановы из таких. Он родом  из Мошенского района, она — из Новгородского. А встретились в Ленинграде, в институте челюстно-лицевой хирургии, где проходили лечение. И как оказалось — встретились навсегда.
Недавно их дочь Ольга принесла в редакцию семейные фото и рассказала об этих мужественных людях.
…Когда началась война, Мария работала в д. Григорово нянечкой в детсаду, а с приходом немцев молодых девчонок заставили ремонтировать дороги. В начале 1942-го молодежь стали угонять в Германию, но Марию смогли увезти туда только с третьего раза, она умудрялась сбегать. В Германии, в так называемом трудовом лагере, ей пришлось рыть окопы, строить дороги, валить лес, а в конце войны разбирать развалины Берлина. Когда девчонок колонной погнали к американцам, ей вместе с такими же отчаянными удалось сбежать. Прятались в сарае, пока не пришли наши.
Василий в 1943-м был призван в армию. На призывном пункте в Мошенском районе встретил друга на всю жизнь — Николая Павлова.
–     Воевали они в разведке, пока отца тяжело не ранило, – рассказывает Ольга. – Три пули навылет в обе ноги, оторвало правую руку, тяжелое ранение в лицо. То, что он остался жив — чудо. Его, 19-летнего инвалида с изуродованным лицом, переводили из госпиталя в госпиталь…
Василий вернулся в родную деревню, работал счетоводом. Учился писать левой рукой. На одной из медкомиссий, которые фронтовик проходил ежегодно, предложили поехать в Ленинград, в институт им. Урицкого, там ему сделали в общей сложности 36(!) операций. И там же, в институте челюстно-лицевой хирургии, он встретился со своей будущей женой.
Мария попала в институт после Литвы, куда завербовалась вместе с подругой, вернувшись из немецкого плена в Новгород. Но в разрушенном городе жить было негде, есть нечего, в известных органах как побывавшим в плену надо было отмечаться раз в неделю.
Несчастье в Литве случилось во время посевной, Мария попала под колесо сеялки. Была 20 дней в коме, а когда очнулась, ее отправили в Ленинград, в институт им. Урицкого…
После лечения Марии и Василию предложили комнату в Ленинграде, но они выбрали Новгород.
Врачи посулили им обоим по 5 лет жизни, но в 1950-м родилась дочь и надо было жить. Дожили до внуков…
Друг Василия — Николай Павлов после войны вернулся в Мошенское, женился, вырастил трех дочерей, которых дети Василия считают своими сестрами. Вот так дружба парней-призывников перешла на их семьи.
–  Дядя Коля и наши родители давно ушли из жизни. У дяди Коли есть внук Коля, а у нашего папы есть внук Вася. В наших семьях хранятся награды отцов, фотографии, документы, – говорит Ольга. – Знаете, так дружить, любить, жить — дано не каждому.

Антонина СМИРНОВА
Фото из семейного архива




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.