Будет или нет в Великом Новгороде муниципальная революция? А может, она уже случилась, но по-тихому?

Скажем сразу – Дума Великого Новгорода – это не Смольный начала прошлого века. Потому насчёт революций и прочих «до основанья, а затем…» – это явно не сюда. А вот завесу тайны в части новых принципов формирования местных органов власти следует отбросить.

Впрочем, никакой тайной завесы нет. Те изменения, что происходят в местном нормотворчестве в рамках проводимой муниципальной реформы, продиктованы федеральным и областным законодательством. И секретными ни для кого не являются. В конце января городскими депутатами на очередном заседании в плановом порядке были приняты изменения в устав Великого Новгорода, согласно которым функции главы администрации и главы города теперь будут разделены. Городом как хозяйственным механизмом и его управленцами-чиновниками, образующими администрацию как юридическое лицо, будет управлять муниципальный служащий – назначенный Думой по итогам специального конкурса глава администрации («сити-менеджер»). А мэр города будет избран из состава депутатов.
Принятию устава предшествовали публичные слушания. Их участники взяли «не числом, а умением». Претензии, высказанные весьма эмоционально, касались в основном отмены прямой выборности главы города и дополнительных требований к будущему «сити-менеджеру», которые планировалось записать в устав. Установление принципа выборности главы города – прямые выборы населением или депутатами из состава Думы – за пределами регулирования муниципальными правовыми актами. Это вопрос компетенции субъекта Федерации – областных властей. Поэтому в уставе города не могут быть записаны положения, противоречащие областному закону. А вот дополнительные требования к главе администрации – как раз вопрос конструктивной дискуссии. Здесь мнения новгородцев разошлись. Кому-то (их, пожалуй, было не так много) хотелось сделать «сито» почаще – установить дополнительные требования к претендентам, а кто-то посчитал, что относиться к будущему руководителю надо более либерально: чем больше людей сможет претендовать на эту должность – тем лучше для города. Окончательное решение депутатов, принятое в том числе с учётом результатов слушаний, – дополнительные требования в уставе не устанавливать вовсе, ограничившись теми, что и так прописаны в федеральных и областных законах.
На сегодня изменения в устав приняты, зарегистрированы и опубликованы, то есть обрели законную силу. На очереди – следующие шаги по приведению нормативных документов в соответствие с законодательством и теперь уже принятым городским уставом. На очередное заседание Думы вынесены вопросы изменений Регламента Думы и принятия Положения о порядке проведения конкурса на должность главы администрации города. Здесь тоже секрета нет – проекты документов размещены на сайте Думы, и с ними может ознакомиться любой желающий. В соответствии с законом, одну половину конкурсной комиссии для «сити-менеджера» назначает губернатор области, вторую – городские депутаты. Нынешняя Дума действует по фракционному принципу и включает в себя представителей различных партий. Чтобы ни одна входящая в Думу политическая сила не оказалась в роли обиженных, предлагается сформировать конкурсную комиссию, в состав которой должны  войти 20 из 30 депутатов. Им предстоит побеседовать с каждым из претендентов на «сити-менеджера», оценить его профессиональные качества, способность управлять городом и рекомендовать или не рекомендовать для голосования на Думе. Окончательный выбор сделает Дума, для чего предусматривается, что комиссия должна рекомендовать не меньше двух кандидатов. В противном случае конкурс придется проводить заново.
Изменения Регламента Думы касаются прежде всего процедуры выборов депутатами главы города – мэра. В соответствии с законом мэр должен будет исполнять и обязанности председателя Думы. Голосование предусматривается обычное – простым большинством голосов, а вот сроки принятия решения довольно сжатые – не позднее 15 дней с момента прекращения полномочий прежнего первого лица. Это важно, поскольку именно мэр города должен будет подписывать контракт с «сити-менеджером» после его назначения.
Документы будут рассмотрены на заседании Думы 26 февраля, после чего будут опубликованы и вступят в силу. С этого момента можно считать, что местное законодательство в основном приведено в соответствие с федеральным и областным и готово к муниципальной реформе.

Константин ДЕМИДОВ, депутат Думы Великого Новгорода,
председатель комиссии по законодательству и местному самоуправлению

КСТАТИ.
На заседании комиссии по жилищному хозяйству, архитектуре и землепользованию депутат Сергей Трояновский внес поправку в проект Регламента Думы, согласно которой депутатам избирать мэра из состава Думы предлагается тайным голосованием. Его поддержал депутат Владимир Богомолов — тайное, а не открытое голосование более соответствует этическим нормам.
По всей видимости, такой же способ голосования будет предложен и при назначении Думой главы городской администрации (сити-менеджера).