Не вернулись из разведки

10.03.2015

Газета «Новгород» в партнерстве с МБУК «Библионика» и при поддержке отдела по делам молодёжи комитета культуры и молодёжной политики администрации Великого Новгорода  продолжает рубрику «Улица имени героя».   

Имена Героев Советского Союза Ивана Герасименко, Леонтия Черемнова и Александра Красилова в нашей памяти неотделимы друг от друга, а потому и рассказ сегодня сразу о трех улицах Великого Новгорода, носящих их имена.

Не вернулись из разведки 1Все трое героев были призваны из Новокузнецка, попали на Волховский фронт и воевали в составе 299-го стрелкового полка 225-й стрелковой дивизии (52-я армия Волховского фронта).
Не вернулись из разведки 3Александр Красилов и Леонтий Черемнов были  неразлучными друзьями. Оба из алтайской деревни Старая Тороба, они сдружились много лет назад. Вместе работали в колхозе, вместе уехали в Новокузнецк, где добывали уголь в шахтах. На войне попали в один пулеметный расчет. Когда они появлялись в землянке, раздавались возгласы: «Близнецы пришли!» Во взводе младшего лейтенанта Поленского бойцы познакомились и сдружились с сержантом Иваном Герасименко, командиром отделения стрелков.
В ночь на 29 января 1942 г. их взвод отправился в разведку к недостроенному железнодорожному мосту, что у Городища, с заданием ликвидировать огневую систему врага на одном из участков обороны в районе Новгорода.  В завязавшемся ночном бою трое коммунистов совершили подвиг самопожертвования — бросились на амбразуры вражеских дзотов и заслонили их собой. Подвиг Трех стал великим примером беззаветной отваги.
Вот как описал подробности той ночи главный редактор газеты «Красная звезда» Д.И Ортенберг (Рассказ-хроника, 1942 г.):
«Ночью двадцать бойцов во главе с Поленским у самого берега Волхова поднялись на вал. Новгород лежал перед ними плененный, скорбный, молчаливый… Впереди — дзоты, блиндажи, проволочные заграждения.
В пять часов утра взвод двинулся в путь. Это время было выбрано не случайно. Ночь стояла лунная, а к утру стало темнее. Кроме того, известно было, что на рассвете бдительность немецких часовых притупляется. Наши бойцы спустились в лощину. Разведчики шли бесшумно. Не вернулись из разведки 5Когда приблизились к реке, командир взвода подозвал Герасименко:
– Возьмите ещё двоих, выберите их сами и ползите вперёд.
Сержант выбрал Красилова и Черемнова.
…Взвод вышел к вражеским укреплениям с тыла. Завязался бой. Уничтожив расчёт одного из дзотов, Герасименко со своими товарищами вытащил из него пулемёт и им же стал разить врага. Вдруг у Герасименко по халату поползли струйки крови. Он свалился в снег. К нему подбежал санитар Степан Дубина, стал его перевязывать. Поленский, увидев раненого, приказал ему отползти назад, выйти из боя. Герасименко впервые ослушался своего командира, не ушёл.
Но в это время немцы вызвали подкрепление и повели наступление, пытаясь окружить разведчиков. Надо выходить из боя. Вдруг заговорили пулеметы новых дзотов. Взвод попал в огневой мешок. Смерть нависла над бойцами взвода. Надо заставить замолчать эти пулеметы. Герасименко всё это видел. Опасность, угрожавшая товарищам, подняла его на ноги. Он вырвался из рук санитара и снова кинулся к дзоту. К двум другим бросились Красилов и Черемнов. Гранат у них уже не было… Не сговариваясь, они бросились на пулемёты, заслонив своими телами огненные струи, приняв смерть, предназначенную взводу. Бойцы двинулись в атаку. Среди них был и Дубина. С криком «Отомстим врагу!» он кинулся вперёд, но упал в нескольких шагах от Герасименко. Это была четвертая героическая смерть во взводе. Жизнь других товарищей была спасена. Взвод выполнил боевое задание, уничтожив 6 дзотов и более полусотни гитлеровцев».
Легендарный подвиг трех коммунистов-сибиряков, о котором рассказала «Красная звезда», взволновал советских людей. Их чувства выразил Николай Тихонов в «Балладе о трех коммунистах»:

…А струи пуль смертельные
                     по их сердцам свистят,
Стоят они отдельные,
                       но как бы в ряд стоят.
Их кровью залит пенною
                      за дзотом дзот затих,
Нет силы во вселенной,
                чтоб сдвинуть с места их!

Неожиданное объяснение подвигу дал член Союза писателей России, историк и публицист, увлеченный темой исторического прошлого и современного состояния Сибири в течение не одного десятилетия, Кавад Раш, который писал: «Сибирские полки бились до последнего патрона, контуженные кидались в контратаки, схватывались в траншеях — убыль в людях была великая, но достаточно было остаться в строю десятой части сибиряков, и новый полк упрямо называл себя сибирским. Командиры быстро поняли боевую ценность этого братства и старались заполнять поредевшие ряды сибиряками… То были внуки и правнуки раздвинувших пределы Сибири до Тихого океана. Ведь в первый век освоения Сибири церковными владыками были северяне-новгородцы, и генетическая память сибиряков никогда не забывала своих истоков… На примере рядовых красноармейцев Герасименко, Красилова, Черемнова я познал в полной мере, насколько все эти слова являются не просто высокими».
А далеко в Сибири жена Леонтия Черемнова читала последнее письмо мужа, написанное им 28 января, читала подруге Прасковье Красиловой, радуясь весточке с фронта. Они еще не знали, что мужей уже нет в живых.
Разбились мечты и Симы, жены Герасименко, писавшей на фронт: «Жду тебя. Только что уложила Вовку спать, он драчливый — весь в тебя. Мы очень с сыном рады, когда получаем известия, что наш папуля жив. Может быть, будет та минута, когда ты и я будем держать нашего родного сына в объятиях и любоваться жизнью. Мне всего двадцать лет, и ты ещё молод — своё возьмём…»
Иван Герасименко, Леонтий Черемнов, Александр Красилов в один день и час ушли в бессмертие. Памятники в честь подвига героев установлены в Великом Новгороде и Новокузнецке (Кемеровская область), их именами названы три улицы Новгорода, в честь героев воздвигнуты два обелиска: на Ярославовом дворище и на месте гибели героев — у истока Волхова.
В Великом Новгороде с 1970 года живет дочь Черемнова –  Раиса Леонтьевна Санарова. Она 25 лет отработала комплектовщицей на заводе  им. XXIV партсъезда, на участке, носящем имя ее отца. Имеет двух сыновей, внуков и внучек. Ей было 2 года, когда отец ушел на фронт, и Раиса даже не помнит его лица. Часто бывает у обелисков на месте гибели трех героев и на Ярославовом дворище. Купив цветы, она тихо поясняет родным: «Схожу к папе».

Не вернулись из разведки

Улица Герасименко
От ул. Тимура Фрунзе-Оловянка до ул. Панкратова параллельно Федоровскому Ручью тянется улица Герасименко-Маницына. Старое название — Никитинская. Называли ее в летописях и Никитской, и улицей Никиты – по церкви Никиты-мученика. В 1964 г. получила название в честь Героя Советского Союза Ивана Саввича Герасименко. В 1999 г. постановлением Новгородской городской управы сохранено двойное название ул. Герасименко-ул. Маницына.

Не вернулись из разведки

Улица Черемнова
Улица Черемнова соединяет набережную Александра Невского с улицей Панкратова. Она пересекает Б. Московскую в средней ее части. В XVIII-XX вв. называлась Ефимиевская ул. по одноименному женскому Евфимиеву монастырю, существовавшему здесь с 1197 до 1787 гг. Переименована в 1964 г. в честь Героя Советского Союза Л.А. Черемнова. Современное название улицы — ул.Черемнова-ул. Конюхова. На ней находятся: детская поликлиника, центр «Диалог», гимназия «Квант».

Не вернулись из разведки

Улица Красилова
В южной части Торговой стороны от Ильиной улицы и Знаменского собора до ул. Рогатица проходит улица Красилова. Образована в конце XVIII века при перепланировке города. Носила название Воскресенской ул., затем Крестецкой ул. В 1964 г. вместе с южным участком — современной Знаменской ул. (бывшей Б.Ильинской) переименована в честь Героя Советского Союза А.С. Красилова. В 1991 г. южному отрезку улицы присвоено название Знаменская ул., за северным отрезком сохранено название ул. Красилова. Застроена жилыми домами после Великой Отечественной войны.

Я, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид второй группы Ираида Николаевна Ионова, хочу поблагодарить через газету «Новгород» депутата Костусенко И.И. Благодаря Илье Ильичу мне отремонтировали квартиру. Спасибо Валентину Витальевичу Зайцеву, Леониду Ароновичу Гутину, Евгению Васильевичу Антонову за доброе отношение, за внимание, оказанное мне. В Великом Новгороде я живу 70 лет и хочу сказать огромное спасибо горожанам, что они не забывают ветеранов Великой Отечественной войны. Спасибо вам за это.
И.Н. Ионова

Антонина СМИРНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.