Город – человек – автомобиль. Транспортный узел или решаемое уравнение?

Технический прогресс, как оказалось, не всегда идет на благо цивилизации. Некоторые его достижения усугубили экологическую ситуацию, нарушив природное равновесие, и поставили под сомнение сохранение жизни на планете. Среди таких достижений едва ли не первое место занимает автомобиль.

Человек стал рабом автотранспорта, но никто не возьмет на себя смелость запрещать, ограничивать, тем более ликвидировать личный автотранспорт. Наши попытки втиснуть автомобиль в сетку улиц современных городов при существующих подходах приводят к дискомфорту. Архитекторы-градостроители, экологи, коммунальные политики ищут выход из этой ситуации различными путями: увеличивают пропускную способность транспортных магистралей, улучшают параметры автомашин по требованиям экологии, пытаются найти экологически чистые виды топлива...

Так было в конце ХХ века. Сегодня подход иной – для оптимизации использования уличной сети и улучшения организации движения транспорта приходится и запрещать, и принимать ограничительные меры. Иначе нельзя.
В Великом Новгороде на 222 тыс. населения только легковых автомобилей более 86 тыс. Можно предположить, что мы находимся почти на количественном пике транспорта, а выявленные пороки организации движения, использования и хранения автотранспорта в городе проявились в полном виде.
Задача градостроителей при поддержке администрации, общественности – выработать стратегию ликвидации этих явлений с одновременной реализацией комплексных мероприятий. Корректировкой генплана города ещё в 1963 г. были определены основные магистрали города и сеть с движением общественного транспорта, для расчета была заложена численность населения в 300 тыс. человек и определены параметры уличной сети. За прошедшие 50 лет многое сделано, однако новгородцы недовольны транспортной обстановкой на улицах, особые претензии у водителей общественного транспорта. На главных улицах и улицах с автобусным и троллейбусным движением не должно быть стоянок любого транспорта. Так было определено генпланом, а в натуре: Б. Санкт-Петербургская от ул. Газон до НовГУ с выборочными стоянками, на Б. Московской от ул. Бояна до Никольской справа и слева стоянка, то же по Воскресенскому бульвару. Автомобильный коллапс по Стратилатовской, Козьмодемьянской и многим другим улицам центра города. Складывается впечатление, что знак «Стоянка запрещена» у нас не действует. Чьи же это автомобили? Прежде всего чиновников и служащих организаций, расположенных на этих улицах, и их клиентов. С утра они поставили автомашину на улице, сели за рабочее место, а сотни автомобилистов целый день объезжают эти автомашины на скорости 5 км/час с вытекающими обстоятельствами. Естественно, очистка таких магистралей от автостоянок вызывает недовольства. А что делать, если это улучшает ситуацию на дорогах города, способствует безопасности движения транспорта – только убирать стоянки с улиц.
Недовольные такой постановкой вопроса, прежде всего руководители, должны,  если это возможно, организовать стоянки для автомобилей своих сотрудников на дворовой территории учреждения, офиса, магазина и т.п. Если места нет, объявить, кому можно приезжать на работу на автомашине, а кому на общественном транспорте или такси!
Кстати, исследования показывают, что от самого удаленного многоквартирного дома до автобусной остановки не более 10 минут ходу, а средняя продолжительность поездки в автобусе не превышает 17 минут, не считая времени ожидания на остановке. Такая «разминка» с утра, как говорят врачи, полезна для работы. Глядишь, и автобусные перевозки станут рентабельными, довольны будут и таксисты.
А как быть с клиентами таких офисов, фирм и торговых точек? Их будет меньше и уменьшится оборот? Возможно, но тогда думайте, господа предприниматели, может быть, вам с вашим бизнесом переехать в другое место, где имеются подъезд и парковочные места?
Кстати говоря, по правилам застройки на каждые 20 кв.м офиса, магазина требуется одно парковочное место, расположенное на закрепленной территории. Это требование почему-то не исполняется собственниками, прежде всего теми, кто купил квартиру и реконструировал её под офис или магазин.
Как видим, освобождение улиц от стоянок автотранспорта работа не простая и весьма скандальная, но делать это надо. Езда на автомашине по улицам должна быть безопасной и комфортной, без искусственных помех, какими сегодня являются машины, стоящие поперёк улиц.
Час пик и автопробки. Может, их хотя бы минимизировать? По-моему, да. Сделать анализ и установить дифференциальное начало рабочего дня для организаций и учебных заведений. Такая практика оправдала себя в советское время, тогда это делалось из-за недостатка общественного транспорта, а сейчас надо для разгрузки улиц. Ситуация на дорогах требует пересмотреть расположение пешеходных переходов, сетка которых сложилась 30 лет назад. Рябит в глазах от их обилия по Воскресенскому бульвару, по 2 перехода в 30 метрах один от другого на перекрестках ул. Кооперативной и Б. Санкт-Петербургской, ул. Газон и Новолучанской и на многих других. Светофоры и ограничители скорости – «лежачие полицейские» – способствуют безопасности движения транспорта и пешеходов. Их расстановка должна быть логичной. Кто объяснит, почему на ул. Великой напротив театра драмы установлены эти сдвоенные конструкции непонятно как. Или новый светофор напротив «Ленты» на ул. Псковской для перехода студентов техникума — хорошее дело, но забыли сделать въезд на автостоянку супермаркета (поворот налево при красном свете светофора). И что же видим – горит красный, студенты переходят, автомашины из города и в город стоят. Загорается зеленый, проезжаем 50 метров, поворот на стоянку «Ленты» – автомашины опять встали, пропускают встречные. Что хочешь, то и думай.
Устранение в практической работе отмеченных недостатков в организации движения автотранспорта в городе не требует больших бюджетных средств, действующее законодательство позволяет использовать для этих целей административно-организационный ресурс и правовую базу. Надо только захотеть сделать это.
Бесспорно, кардинальное решение улучшения организации движения автотранспорта и безопасности, особенно в новых районах, можно решить при наличии значительных капитальных вложений, но их пока очень мало. И тем не менее, по моему мнению, есть неотложные малозначительные объекты дорожной сети, которые необходимо срочно строить. Среди них расширение ул. Газон, все примыкающие к ней магистральные улицы имеют 4-полосное движение, а на ул. Газон «3 с половиной». Для того, чтобы здесь было четыре полосы, необходимо построить 400 кв.м дорожного полотна, перенести опоры освещения и убрать со стороны парка деревья.
За 25 лет в городе не построена ни одна школа, ни один детсад в новых районах застройки. А ведь это объекты шаговой доступности, а их нет. И что же? Ежедневно тысячи автомашин развозят детей, кто по школам, кто по детсадам. Одни везут с Торговой стороны на Софийскую, другие навстречу.
Планировочная структура города, построенная на системе микрорайонов, требовала размещать школы и детсады внутри микрорайона и никак не предусматривала массового подвоза детей к этим учреждениям. И к ним сейчас сложно подъехать. Что делать? Выделять деньги и строить подъезды, парковки. Скептикам, что сомневаются в описанной ситуации, рекомендую обратить внимание, что во время школьных каникул автопробок на улицах города значительно меньше.
Стоянки, места хранения автомашин, владельцы которых живут в многоквартирных домах, являются головной болью. В наше время для личной автомашины не обязательно иметь гараж, достаточно стоянки и не где-нибудь, а у подъезда. Желание правомерное, но на всех мест почему-то не хватает. Жилищный кодекс дал право самим жильцам определять решением собрания, иметь или не иметь автостоянку во дворе и в каком количестве, исходя из норм проектирования. Результаты использования этого закона видны во многих дворах старого жилфонда, где оборудовали места хранения машин, попутно благоустроив детские и спортивные площадки и другие элементы двора. Места стоянок и хранения имеют владельцев. Это стало возможно там, где позволяет юридически закрепленная и отмежеванная территория дома. А если территория дома мала – ищи место на платной автостоянке, а их в городе на территориях массового жилфонда практически нет, да и желающих их строить не видно, и места под них не зарезервированы. Вот и стоят днем и ночью, летом и зимой автомашины на проезжей части. Это, может быть, только в старом жилфонде, а в новых районах дела обстоят лучше? Да нет, там еще хуже. К примеру, Псковская улица, нечетная сторона. Жители говорят: «Квартира комфортная, а двора нет. Рано приедешь с работы – утром не выедешь, поздно приедешь – во двор не въедешь. Ну, просто сказка, а не жизнь». А каково обслуживать эти дома спецслужбам, как убирать территорию?
Территория двора новой застройки определена, согласно действующим Правилам застройки и землепользования (ПЗЗ), где предусматривается одно стояночное место на две квартиры, а на самом деле там автомобилей уже в два раза больше. На Градостроительном совете еще в 2012 г. архитекторы подняли вопрос о внесении корректировки в ПЗЗ, видя несуразность этих норм, их отставание от роста численности индивидуального автотранспорта. Какую норму вводить – спор затянулся. Сегодня в Великом Новгороде на 5 квартир приходится 4 автомашины. Кому-то это показалось много. Руководители строительного бизнеса не согласились на подобную норму по причине дороговизны земли, хотя стоимость открытой стоянки во дворе эквивалентна одному кв.м жилплощади, а стоимость одного места в крытой парковке близка к миллиону рублей. Договорились, что будем строить автостоянку во дворе – два машиноместа на три квартиры. С этим согласились руководители администрации, проинформировали руководство Думы – возражений не было.
И  городская Дума решила (05.12.2014 № 373) внести изменения в ПЗЗ ст.34, Ж-2 п.5.2, Ж-3 п.5.2 и Ж-4 п.5.2. Цитирую.
Минимальное количество машиномест для постоянного хранения легковых автомобилей для многоквартирных домов в отдельно стоящих гаражах, гаражных сооружениях, встроенных в жилые дома гаражах, на открытых стоянках - одно машиноместо на две жилые единицы. Допускается размещение 25% от требуемого количества машиномест для постоянного хранения легковых автомобилей для многоквартирных домов на прилегающих территориях общего пользования, за исключением магистральных улиц.
Все понятно! Если у автовладельца нет постоянного места хранения авто, ему надо выйти из подъезда многоквартирного дома на прилегающую территорию общего пользования, а это согласно ст.1 п.12 Градостроительного кодекса – площади, проезды, скверы и улицы (не забудьте, что на магистральных нельзя). И вот на этой территории организуйте постоянное хранение своего автомобиля. А чтобы ретивые должностные лица, следящие за порядком в городе, не беспокоили вас, приколите указанное думское решение с процитированной выше выпиской из ПЗЗ. Для убедительности приложите справку от старшего по дому, что именно вам не хватило места во дворе для постоянного хранения авто, и спите спокойно.
Чем руководствовались депутаты, принимая такой текст? Не знаю, но явно не интересами горожан и имиджем города. Что делать? Где размещать стоянки с учетом доходов горожан? Мое предложение, уж коли принят законодательный акт, освобождающий владельцев многоквартирных домов от уплаты налога на землю, так, может быть, городская Дума (а если не позволяют полномочия, то пусть привлекает областную Думу) установит, что при продаже земли под жилищное строительство территория, занятая и застроенная под открытыми и закрытыми автостоянками, застройщиком не оплачивается и после ввода дома в эксплуатацию передается в коллективное пользование жильцов. В этом случае, я уверен, на каждую квартиру во дворе будет стоянка для автомашин.
Законный вопрос: во что превратятся наши дворы? Уверяю: в благоустроенную территорию. Автостоянка в сегодняшнем понимании – это парк между газонами, в котором стоят незаменимые и любимые члены семьи – автомашины разных марок, вполне совместимые со здоровьем человека и его личностью.
Люди лучше будут жить, глядишь, вместо автостоянки построят парковку, на крыше которой будет детская и спортивная площадки, места отдыха и т.п.
Озеленение автостоянки хотелось бы иметь в действующих и строящихся супермаркетах, таких как «Лента», «Магнит», «Мармелад». Хотелось бы ввести гуманитарное правило: «купил машину – посади дерево, организовал парковку – озелени её».
Уравнение «город – человек – автомобиль» трудно решаемое, но решаемое, если заниматься системно поисками оптимальной организации движения транспорта – этого значимого элемента комфорта городской среды XXI века.

Евгений АНДРЕЕВ,
заслуженный строитель России,
член Союза архитекторов