Без права на ошибку

Среди тех, кто празднует День работников жилищно-коммунального хозяйства и бытовых услуг, – коллектив муниципального предприятия «Информационно-аналитический центр по ЖКХ».

20 лет назад Новгород стал первопроходцем, создав при Горкомхозе единый вычислительный центр по начислению субсидий социально незащищенным категориям граждан. Затем функции центра значительно расширились. Оказалось, очень удобно и коммунальным организациям, и горожанам, когда одна структура занимается начислением платежей, оперативно корректирует их в зависимости от возникших изменений, принимает платежи, организует работу паспортного стола и выдает необходимые справки.

Кстати, за передовым новгородским опытом тогда приезжали многие, чтобы затем внедрить новшество в своих городах. «Учредитель нашего предприятия, в структуру которого входит и 21 РКЦ, городской комитет по управлению ЖКХ и ООС. Со своей стороны УК или ТСЖ, которые поручили нам выполнение части своих функций, могут запросить любую информацию по своему жилфонду. Прозрачность полная», – говорит директор ИАЦ Елена Гасанова.
«Мозг» предприятия – вычислительный центр. Когда-то его специалисты придумали универсальную программу, способную «работать» во всех случаях жизни. Со временем только дорабатывают ее: изменилась норма закона или тарифы поменялись – в течение считанных дней уже все актуализировано, остается вывести на квитанции, распечатать и предоставить управляющим компаниям или ТСЖ, чтобы точно в срок они попали в почтовые ящики. «Есть другой вариант – заказывать программное обеспечение, скажем, у специализированных столичных фирм. Но это стоит больших денег, дорого и долго. Наши программисты справляются сами, оперативно адаптируя программы под очередные изменения жилищного законодательства», – с гордостью говорит директор МУП. И с не меньшей гордостью – про юристов, которые консультируют, в том числе горожан, разъясняют, защищают интересы сторон, когда жилищно-коммунальные споры доходят до правосудия. А вычислительный отдел! Ежемесячно через него (на фото) проходит до 200 тыс.  квитанций.
Не менее важное звено и расчетно-кассовые центры, где идет работа с населением. Да, сегодня уже есть иные формы приема платежей – через банковский офис, почту, терминал или интернет, выбор есть. Но примерно 55% горожан предпочитают оплачивать квитанции в РКЦ. В основном это пожилые, которым необходим контакт, общение, уверенность, что платеж принят. Считают, так надежнее, а заодно можно что-то уточнить, а бывает, и поругаться. Люди ведь приходят разные. И специалисту за окошечком кассы приходится быть в какой-то мере и психологом, доступно, корректно объяснять, как взимаются платежи, на основании каких документов. У кого возникли финансовые трудности – подсказывать варианты по реструктуризации долгов, направлять в центр жилищных субсидий. Так что по-настоящему конфликтных ситуаций практически не бывает.
Ну, а если бабушка ненароком потеряла квитанцию – не проблема, в РКЦ тут же распечатают новую. Особенно много выручалок-распечаток приходится делать из-за недоставки квитанций на капремонт.
«Мы – единый организм, в котором каждый отвечает за свой участок, не перекладывая на другого. Это главное, что отличает наш коллектив, – считает Елена Гасанова. – Да, очень напряженный ритм работы, да, высочайшая ответственность, потому что дело имеешь с начислениями платежей, и малейшая ошибка недопустима. Но кто приходит к нам на работу – либо уходит быстро, не выдерживая такого ритма и ответственности, либо остается навсегда. Ведь костяк коллектива – те, кто создавал центр, люди грамотные, профессионально подготовленные, опытные и очень преданные работе».

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)