Льготный «забег». Пешком дешевле и, кажется, быстрее

Всю прошлую неделю, включая выходные, областные власти в закрытом и открытом режимах вели встречи и переговоры по ситуации с льготниками. Чиновники нашли в себе мужество и напрямую встретиться с возмущенными людьми, причем не только для того, чтобы покорно выслушать про себя массу нелицеприятного, но и несколько «поправить» курс. Как было сказано на встрече с горожанами в здании администрации Новгородского района, закон о приостановке льгот, принятый областной Думой в конце февраля, – рамочный, отправной. Коррективы в него прорабатываются сейчас и будут внесены в Думу.

Будем объективны – понять областные власти можно. В регионе более 170 тыс. льготников – почти треть населения, прямо скажем, не богатой области. Вносить коррективы в принятые много лет назад «льготные» законы, делать льготы адресными,  перестать платить по непрозрачным схемам нужно. Что время выбрано неудачно – так оно никогда удачным не будет для непопулярных мер. Можно вспомнить 10-летней давности митинги с сожжением чучел в центре города по поводу монетизации. Что пенсии наших стариков рассчитаны не на жизнь, а на выживание, помощь многодетным носит больше декларативный характер – тут уж точно не вина областных властей, за это с других спрашивать надо.
Вероятно, не будь принят приостанавливающий льготы закон несуразно быстро, без обстоятельной разъясняющей кампании, без многоуровневых совещаний, которые ведутся только сейчас, постфактум – вопросов у новгородцев было бы намного меньше.  Блистательные рассуждения о преимуществе бюджетных кредитов для области перед коммерческими лучше бы вообще не звучали: для большинства «живущих по средствам» новгородцев многомиллиардные кредиты региона, мягко скажем, непонятны (справедливости ради — схожие проблемы есть у многих регионов России). Увы, в подготовке законопроектов и их информационном сопровождении наши чиновники не в первый раз наступают на те же грабли – сначала сделать, а уже потом снизойти до объяснений. Стоит ли удивляться реакции населения?
Однако к делу. Еще раз – окончательные коррективы пока не внесены, все более-менее  ясно станет, когда изменения в законы передадут на рассмотрение депутатам. Поэтому пока говорим о том, что известно сейчас. Многое меняется практически в режиме «он-лайн», если что-то пропустили – заранее просим прощения.

Семейные ценности

С 1 апреля меры соцподдержки в части выплаты компенсации за коммунальные услуги и электроэнергию, предоставления бесплатного проезда детям школьного возраста, бесплатного лекарственного обеспечения детям в возрасте от 3 до 6 лет будут предоставляться многодетным семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в Новгородской области. Сейчас это 11 тыс. 872,5 рубля на члена семьи. Пример: если семья из 2 взрослых и 3 детей имеет доход менее 59 тыс. 360 рублей, то она будет  продолжать получать льготы. Многодетным семьям, имеющим пять и более детей, меры поддержки будут предоставлять без учета доходов семьи.
Для всех многодетных семей, в том числе воспитывающих приемных детей, без учета доходов семьи предусмотрены: первоочередной прием детей в детсады; первоочередной прием родителей и детей в медучреждениях; первоочередной прием детей в детские реабилитационные и оздоровительные организации области.
Кроме того, по предложению губернатора прорабатывается вопрос об оказании помощи тем многодетным семьям, которые имеют долговые обязательства по ипотеке. То есть из общего дохода семьи будут вычитать сумму ежемесячного платежа по ипотеке.
Несмотря на приостановку закона о 30% компенсации родительской платы в детсадике на первого ребенка, в соответствии с другим (и действующим) законом семьи будут, как и раньше, получать компенсационные выплаты в размере 20% на первого ребенка, 50% на второго ребенка, 70% на третьего и последующих детей в семье.

Два, не полтора

С 20 марта начнется продажа новых проездных для льготников, их будут реализовывать все в тех же киосках. Проездных несколько. Что касается Великого Новгорода, ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории (блокадники, узники и т.д.) смогут ездить на общественном транспорте за 500 руб. в месяц без ограничения количества поездок. При этом 380 руб. из этих средств им будет компенсировано через многофункциональный центр (МФЦ) после обращения туда с соответствующим заявлением. Иначе говоря, проездной будет стоить его обладателю 120 руб. Квартальный проездной обойдется в 1350 руб., компенсируют 990 руб.
Для всех остальных категорий льготников, ранее покупавших единый социальный проездной билет, месячный проездной на городском автотранспорте будет стоить 900 руб. И в случае если доход человека составляет ниже 1,5 прожиточных минимумов, он имеет право на возмещение в размере 300 руб. Квартальный будет стоить 2550 руб., компенсация – 750 руб.
Кроме того, вводят пригородные (или дачные) проездные. Их стоимость по области будет варьироваться. По самому популярному у нас Новгородскому району она составит 1400 руб. в месяц. При этом инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям 1280 руб. будет компенсировано через МФЦ. Тем, чей доход ниже полутора прожиточных минимумов, будет выплачено 800 руб. компенсации.   Кстати, по «дачным» проездным предусмотрены также квартальный и 5-месячный вариант, и тоже с компенсациями.
Примерно по той же схеме (ветераны – без учета доходов, остальные льготники – доходы не более 1,5 «минимума») собираются сохранить и бесплатный 2-кратный проезд по области с компенсацией через МФЦ или отделы соцзащиты. При этом уже учтено пожелание совета ветеранов не учитывать поездки в медучреждения.
Однако такая «проездная» схема устраивает далеко не всех льготников. Первый и, пожалуй, самый обсуждаемый вопрос – откуда взялись полтора прожиточных минимума? У людей, добросовестно проработавших десятки лет, пенсии нередко доходят до 12 тыс. руб., злую шутку здесь сыграли и индексации – пусть копеечные, но из-за них льготная «граница» пройдена. И получается, человек с невеликой пенсией в 12-13 тыс. руб. будет вынужден тратить более 2 тыс. руб. только на проездные по городу и до дачи. А «коммуналка»? А беспрерывно растущие цены абсолютно на все (ну не думают же власти всерьез, что люди питаются исключительно неким «социально значимым» набором продуктов, не так ли)? «На что жить?!» – вполне естественная реакция людей. Предложение – установить порог в два минимальных прожиточных минимума. Чиновники обещают подумать. Хотя уже сейчас не скрывается, что даже при полутора минималках расходы областной казны на компенсации могут вырасти по сравнению с теми, что были раньше.
Непонятен горожанам и механизм компенсации. МФЦ (а их, напомним, в городе всего три, и те же Кречевицы и Деревяницы должны ехать непосредственно в Новгород) доказали свою востребованность, их залы отнюдь не пустуют. А теперь представьте, что сюда пойдут не сотни, а тысячи льготников писать заявления и сдавать проездные. И не пытайтесь рассказывать им про прелести предварительной регистрации по Интернету – не все и слово такое знают! По всей видимости, представления обывателей и чиновников несколько расходятся, ибо горожане благостных картин обслуживания в МФЦ отчего-то не предвкушают. «Так почему бы не оставить, как есть?» – вопрошают льготники, имея в виду привычную покупку проездных по удостоверениям, без какой-либо заявительной компенсации. Ответа нет. Во всяком случае, пока.

«Заочная» компенсация

В свете нововведений несколько поменяется «расклад» по проездным в Великом Новгороде. Поскольку льготная категория теперь регулируется адресно, все вводится в рамки «социальной справедливости», цена общего пенсионного проездного с 1 апреля составит 900 руб. Имеющие право на областную компенсацию (о чем писалось выше) ее получат. При этом город сохраняет другие транспортные льготы. Так, студенты будут также ездить за 800 руб. в месяц, школьники – за 700 руб. (правда, 10 месяцев – без каникулярных июля и августа). С каждого проданного такого проездного 100 руб. пойдет из казны в качестве компенсации перевозчикам. Схема понятная и вполне прозрачная. По словам вице-мэра Павла Морозова, заложенных в бюджете денег хватит, и даже с лихвой. Впрочем, «компенсационные» изменения еще должна одобрить городская Дума.
Цена общего проездного остается прежней – 1350 руб. Речи о повышении стоимости одной поездки (сейчас, напомним, 20 руб.) пока не идет. Хотя гипотетически перевозчики могут попросить власти ее пересмотреть – но это будет ясно после 1 апреля, когда начнем ездить «по-новому». И обращаем внимание дачников. Как заверили в мэрии, популярные маршруты №№2,6 изменений не претерпят – куда ходили, туда и будут ходить. Иными словами, здесь «дачного» проездного не потребуется.

17 марта активисты регионального отделения партии «Яблоко» вышли на пикет «против отмены социальных льгот». Как сообщили в мэрии, пикет «Яблока» — первая из публичных акций протеста, касающихся изменения порядка предоставления социальных льгот. Согласованы еще два протестных митинга новгородской оппозиции, назначенных на 20 и 21 марта.

Михаил БОГОЛЮБОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)