Искать. Не сдаваться. Найти

26.03.2015

Тысячи людей хотели бы встретить юбилейный День Победы у могилы близких, которых отняла война. Но где искать следы пропавших без вести солдат? Долгое время ничего не знал о могиле своего отца и москвич Владилен Ильич Чулков. Годы поисков привели его на новгородскую землю.

Искать. Не сдаваться. Найти 1На воинское захоронение в Мясной Бор, туда, где, по словам поэта, «от крови трава на века порыжела…», Чулков приезжает каждый год. Приедет, говорит, и нынче, чтобы встретиться с новгородскими товарищами, поисковиками клуба «Сокол» ОАО «Акрон». А заодно отметит свой юбилей. 1 апреля ветерану исполнится 90 лет.

ИЩУ ТЕБЯ

Отец Чулкова – Илья Трофимович – ушел на фронт из Ташкента (где тогда жила семья) на второй день войны. С тех пор о нем ничего не слышали. Вслед за отцом 17-летним юношей на войну отправился и сам Владилен. После войны уцелевший в огне сражений сын, подполковник запаса, бывший штурман авиации, тщетно пытался что-либо узнать о судьбе воинов 176-го стрелкового полка 46-й стрелковой дивизии, где помощником начальника штаба служил его отец.
– Однажды, лет 20 назад, – рассказывает он, – я увидел по телевидению передачу о воинском захоронении в Мясном Бору. И это было какое-то чудо: сердце подсказало мне, что именно здесь надо искать. Той весной я приехал сюда. И первая же могила, которую увидел, была могила воинов той самой 46-й стрелковой дивизии.
Искать. Не сдаваться. Найти 3У Чулкова появилась надежда. Поиск продолжился. За новыми сведениями ветеран поехал в Подольск в Центральный архив Министерства обороны. Разбирая пожелтевшие от времени документы 46-й стрелковой дивизии, наткнулся на командировочное удостоверение. Подпись на нем стояла отцовская.
Спустя время Чулков познакомился с женщиной, служившей в дивизии санитаркой.
– В разговоре она упомянула одного художника, – продолжает ветеран. – Меня как громом поразило. Мой отец ведь тоже был художником! Слово за слово, и оказалось, ее сослуживец и мой отец – одно и то же лицо. Его смертный медальон до сих пор не удалось найти, но я точно знаю место его гибели – Мясной Бор.
Эта удивительная история стала для Чулкова переломным моментом в жизни. Владилен Ильич решает всерьез заняться поисковой работой. Тогда он знакомится с Николаем Орловым, основателем экспедиции «Долина», с членами клуба «Сокол» ОАО «Акрон», и вместе с молодыми ребятами (а Чулкову на тот момент было уже за 60) отправляется в походы в Мясной Бор.
– Картину «Апофеоз войны» видели? – вспоминает Владилен Ильич. – Она словно фотография Мясного Бора в те годы. Куча черепов, ямы, из которых вытаскиваешь сотни останков. И патроны повсюду. В обоймах, в сгнивших подсумках, пулеметных лентах, да и просто россыпью. Везде было тяжело, но, казалось, страшней именно этого пятачка нет.
Сегодня в экспедиции «Долины» Чулков уже не ходит – возраст берет свое. Зато много времени уделяет поиску семей погибших героев. Схема налажена: ищет через военкоматы, паспортные столы, пишет письма, созванивается. И не только…

РОДСТВЕННИКИ, ПРИЕМ!

Искать. Не сдаваться. Найти 5Чулков – заядлый радиолюбитель. Однажды его осенило: а почему бы не использовать свое увлечение в поисковых целях? Радиолюбители есть практически везде, даже в самых  отдаленных деревушках. Через них можно передавать данные из смертных медальонов.
Дело пошло: на его позывные UA3GC откликались радиолюбители со всех уголков России и ближнего зарубежья.
– У нас  есть рекорд, – с чувством гордости говорит ветеран. – В Чувашии нашли родных офицера через два часа после того, как я передал свое сообщение. Или, например, связываюсь с Калужской областью, прошу найти такую-то деревню, такую-то семью. Голос на другом конце отвечает: знаю это место, сейчас на мотоцикле туда съезжу, разузнаю.
Таких историй – трагических, фантастических – ветеран может рассказать много. Записями о поисках, удачных или пока неудачных, заполнены у Владилена Ильича десятки тетрадей. Рядом с каждой записью – позывные радиолюбителей, которые откликались, искали, и во многих случаях слово «найден» или «найдена».

ДОРОГАЯ  МАРФУША!

Искать. Не сдаваться. Найти 7В тетрадях указаны также сведения из смертных медальонов, личных вещей, обнаруженных с останками погибших военнослужащих, в результате архивных исследований.
– Конечно, не все заполняли смертный  медальон, – рассказывает Владилен Ильич. – Было солдатское поверье: заполнишь – живым из боя не вернешься. Однако все равно писали.  И, что интересно, кроме обычных традиционных вкладышей с указанием имени, фамилии, группы крови и прочего, солдаты хранили в футлярах коротенькие письма родным и близким. Видимо, все-таки верили, что в случае смерти их тела будут найдены, захоронены, а последняя весточка – передана родным.
Мы с Владиленом Ильичом открываем одну из его тетрадей. Читаем.
«Жене Блиновой Марфе Семеновне. Уважаемая Марфуша! Этот пишу пакетик, а сам обливаюсь слезой. Вспоминаю всю жизнь, прожитую мною 26 лет. До свидания, Марфуша и сыночки Володя и Витя.  Ваш муж и папа, дорогая семья, Блинов Тихон Андреевич».
– Разыскал я Марфу Семеновну в Волгограде, – радуется ветеран. – Стали переписываться. Прекрасно помню нашу встречу: это было в 1990 году на могиле ее мужа. Смотрю тогда, стоит она в окружении двух рослых парней. Странно, думаю, ведь она писала мне в одном из посланий, что ее сын, Володя, умер. Кто же это? Муж? Больно молод. Брат? О нем она мне никогда не рассказывала. Сын. И тоже Тихона Андреевича. Оказывается, провожая мужа на фронт, она ждала третьего ребенка. Только супруг об этом, увы, так и не узнал.
А вот еще одна запись. «Товарищи, дорогие друзья, найдете труп мой и эту записку, прошу написать по адресу: деревня Чудиновка, Романовой Ане… Это моя любимая. А на надгробии напишите – могила неизвестного солдата».
Девушку, увы, пока найти не удалось. Быть может, когда-нибудь, крутя ручку и вновь выходя в радиоэфир, коротковолновик Чулков услышит:  «Да, я та самая Аня…»

Из личного дела
Чулков Владилен Ильич после окончания Ташкентского военного авиационного училища стрелков-бомбардировщиков был направлен для прохождения службы в авиационный бомбардировочный полк, на вооружении которого стояли американские самолеты. В конце 1943 года Владилен Ильич назначен штурманом звена эскадрильи учебно-тренировочного авиаполка в Костроме. Осуществлял переучивание летного и инженерно-технического составов на самолеты «Бостон А-20», а также занимался организацией перебазирования этих самолетов на боевые аэродромы. В 1945 году был назначен на должность начальника связи авиаполка.
Награжден несколькими медалями СССР, в том числе медалью «За боевые заслуги».

Елена Савирова
Фото из архива ОАО «Акрон»




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.