Не снижать обороты!
Торговля – это всегда показатель экономического и социального благополучия общества. Как повлиял экономический кризис на потребительский рынок Великого Новгорода, какие тенденции характерны для торговой отрасли города – эти вопросы мы задали первому заместителю Главы администрации Великого Новгорода Антону Земляку в канун Дня работника торговли (профессионалы торговой отрасли празднуют «свой» день дважды в год – в марте и июле).
– Прежде всего я хотел бы напомнить новгородцам, что наш город исторически сложился как торговый. И сегодня торговля занимает важное место в экономике Великого Новгорода. Оборот розничной торговли на душу населения с начала года составил 58,8 тыс. рублей, что к уровню прошлого года составляет 104,7%. С начала года в Новгороде открыто 6 магазинов продовольственных, 8 непродовольственных, 12 предприятий общепита. Так что говорить о существенном влиянии кризиса на потребительский рынок города нельзя. Хотя покупательская активность несколько снизилась в связи с сокращением объемов потребительского кредитования, ситуацией на рынке труда.
– Антон Васильевич, за последнее время к нам пришли сразу несколько крупных сетевых компаний. Как складываются взаимоотношения города и сетевиков? Какие условия для вхождения выдвигает городская власть?
– Главное условие, которое мы выдвигаем, – соблюдение законодательства, уважение новгородцев и – неотъемлемое требование! – наличие на прилавках полного ассортимента товаров местных товаропроизводителей. Первоначально были проблемы с присутствием новгородских товаров, сейчас вопросов не возникает. Единственное, в связи с кризисом платить нашим товаропроизводителям сетевики стали с задержкой. Добавлю, что большинство сетевых компаний откликнулись на призыв власти подготовить город достойным образом к Ганзейским дням. Сейчас так же готовимся к 1150-летию.
– Новые торговые центры откроются к юбилею?
– На месте розничного рынка «Славянский» по пр. А. Корсунова, д. 14 будет открыт современный торговый центр с разнообразным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. На улице Рахманинова планируется открытие подобного торгового центра, куда будут переведены предприниматели с розничного рынка «Восточный».
– А «Макдональдс» придет наконец? Его давно ждут новгородцы.
– Отношение к «Макдональдсу» разное. Но я вижу, что это предприятия высокой культуры и быстрого обслуживания, популярные у молодежи. В этом году должно открыться предприятие «Макдональдса» на привокзальной площади, в следующем году – в Колмово, сейчас идут технические согласования проектов.
– Скажите, не пересматривает ли городская власть свою довольно жесткую позицию в отношении киосков и других временных сооружений? В связи с трудными временами и тем, что покупатель перемещается в более низкий ценовой сегмент.
– Я бы не сказал, что новгородский покупатель в связи с кризисом активно перемещается в киоски или на рынки. Скорее, наоборот. За первое полугодие товарооборот в организациях торговли составил 121% к уровню 2008 года, а на рынках – 56,3%. О чем это говорит? О том, что новгородцы все чаще предпочитают хорошее обслуживание и гарантию приобретения качественного товара, а не низкую цену.
На данный момент Администрацией города, с учетом просьбы союза предпринимателей, наложен мораторий на снос временных сооружений. Оставшиеся объекты приводятся в надлежащее состояние согласно требованиям архитектуры и санитарных служб. Но эти требования они должны выполнять!
– Какие меры принимаются Администрацией Великого Новгорода для поддержки малого предпринимательства в сфере торговли и общественного питания?
– Сегодня около 40% предприятий малого бизнеса города занимаются оптовой и розничной торговлей. Но мы же хотим видеть свой город туристским, значит, надо развивать сферу услуг еще активнее. Кто это может сделать? Малый бизнес. Потому сегодня, в условиях, когда бюджет города сокращается на 6%, объем поддержки малому бизнесу сохранен. Шла бурная дискуссия на эту тему, но мэр нас поддержал. В 2008 году на программы поддержки малого и среднего бизнеса выделялось 600 тыс.рублей, в 2009 году – 10 млн. 125 тыс. рублей, т.е. в 17 раз больше. Мы готовы в сотрудничестве с малым бизнесом активно развивать сферу услуг в Великом Новгороде.
В заключение от имени Администрации хочу еще раз искренне поблагодарить те торговые предприятия, которые участвовали в XXIX Ганзейских днях. Мы показали высокое качество продукции и культуру обслуживания. Хочу пожелать работникам торговли не снижать обороты, иметь хорошую прибыль. Уверен, столь же достойно мы подготовимся и к юбилейным торжествам. И сделаем Великий Новгород городом развитого туризма и высокой торговой культуры.
В Великом Новгороде сегодня действуют 1527 магазинов, 13 торговых центров, 226 торговых павильонов и киосков, 368 предприятий общественного питания и 10 розничных рынков. Оборот розничной торговли Великого Новгорода за 6 месяцев 2009 года составил 12,6 млрд. рублей. Отрасль обеспечивает 15,5% поступлений в городской бюджет. В сфере торговли работают 17 тыс. человек.