Зачем шить поршни

16.04.2015

«Наши предки жили в гармонии с природой и стремились любой бытовой предмет наполнить красотой».

Зачем шить поршни 1Художник декоративно-прикладного искусства, преподаватель кафедры дизайна политехнического института НовГУ Ольга Сидорова представила в Центре творческой интеллигенции имени В.В. Сороки авторскую коллекцию обуви и аксессуаров, выполненную по историческим аналогам.

Поршни, мягкие ажурные башмаки и узорчатые сапожки — участники встречи в Центре, а позже и мы дома у Ольги смогли увидеть обувь, в какой ходили наши предки. Все модели выполнены по эскизам археологических фондов Новгородского государственного музея-заповедника.
– Меня поразило декоративное оформление обуви древних славян, – рассказывает Ольга о работе в археологических фондах. – Проколы, вышивка, тиснение… Наши предки жили в гармонии с природой и стремились любой бытовой предмет наполнить красотой. Излюбленный мотив вышивки или тиснения — растительный орнамент.
Изделия из кожи часто находили и находят на раскопках в нашем городе. Эти находки и изучала Ольга в фондах музея.
Самая древняя кожаная обувь — поршни. Ранние археологические находки поршней в Новгороде датируются концом Х — началом XI века.
Зачем шить поршни 3– Простые поршни представляли собой кусок кожи, края которого загибались кверху, на них делались прорези для ремешка, он затягивался, так поршень крепился на ноге, – рассказывает и показывает мастер.
Ольга обувает изготовленный ею поршень на ногу, смеясь: «Всю обувь делала только на свой размер». «Удобно?» – «Да, очень мягкая обувь». В поршнях, кстати, наши предки ходили долго — до XV века. Шились также, говорит Ольга, поршни ажурные и составные (изготовленные из нескольких кусков кожи).
Художник демонстрирует еще один сшитый ею образец древнерусской обуви — мягкие туфли с прорезным ажурным орнаментом. Исторический аналог — находка XIV века. Жаль, что такие прорезные ажурные орнаменты редко используют современные обувщики – очень стильно!
А вот сапоги узорчатые. Вышивку по коже, рассказывает Ольга, средневековые мастера делали шерстяными, льняными нитями. Нитки красили в зеленый, красный, желтый цвет, обувь получалась яркой.
Ольга говорит, что интерес к кожевенному делу у нее от матери, художника-модельера обуви. «Я выросла среди лоскутков и запаха кожи, поэтому и профессию выбрала ту же, мамину».
Первый раз обувь по древним образцам, по словам Ольги, она шила в 2009 году, когда у нас в городе проходили XXIX Ганзейские дни. После чего и возник интерес к мастерству средневековых кожевенников. Итогом исследования стала как представленная коллекция, так и научно-методическое издание «А обут он в сапоги узорчатые».
–      Надеюсь, моя работа будет интересна археологам, историкам,  дизайнерам. Членам клубов исторической реконструкции — тоже. Но в первую очередь, всё изученное и сделанное было интересно мне самой, – говорит Ольга.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.