Зачем шить поршни

«Наши предки жили в гармонии с природой и стремились любой бытовой предмет наполнить красотой».

Художник декоративно-прикладного искусства, преподаватель кафедры дизайна политехнического института НовГУ Ольга Сидорова представила в Центре творческой интеллигенции имени В.В. Сороки авторскую коллекцию обуви и аксессуаров, выполненную по историческим аналогам.

Поршни, мягкие ажурные башмаки и узорчатые сапожки — участники встречи в Центре, а позже и мы дома у Ольги смогли увидеть обувь, в какой ходили наши предки. Все модели выполнены по эскизам археологических фондов Новгородского государственного музея-заповедника.
– Меня поразило декоративное оформление обуви древних славян, – рассказывает Ольга о работе в археологических фондах. – Проколы, вышивка, тиснение... Наши предки жили в гармонии с природой и стремились любой бытовой предмет наполнить красотой. Излюбленный мотив вышивки или тиснения — растительный орнамент.
Изделия из кожи часто находили и находят на раскопках в нашем городе. Эти находки и изучала Ольга в фондах музея.
Самая древняя кожаная обувь — поршни. Ранние археологические находки поршней в Новгороде датируются концом Х — началом XI века.
– Простые поршни представляли собой кусок кожи, края которого загибались кверху, на них делались прорези для ремешка, он затягивался, так поршень крепился на ноге, – рассказывает и показывает мастер.
Ольга обувает изготовленный ею поршень на ногу, смеясь: «Всю обувь делала только на свой размер». «Удобно?» – «Да, очень мягкая обувь». В поршнях, кстати, наши предки ходили долго — до XV века. Шились также, говорит Ольга, поршни ажурные и составные (изготовленные из нескольких кусков кожи).
Художник демонстрирует еще один сшитый ею образец древнерусской обуви — мягкие туфли с прорезным ажурным орнаментом. Исторический аналог — находка XIV века. Жаль, что такие прорезные ажурные орнаменты редко используют современные обувщики – очень стильно!
А вот сапоги узорчатые. Вышивку по коже, рассказывает Ольга, средневековые мастера делали шерстяными, льняными нитями. Нитки красили в зеленый, красный, желтый цвет, обувь получалась яркой.
Ольга говорит, что интерес к кожевенному делу у нее от матери, художника-модельера обуви. «Я выросла среди лоскутков и запаха кожи, поэтому и профессию выбрала ту же, мамину».
Первый раз обувь по древним образцам, по словам Ольги, она шила в 2009 году, когда у нас в городе проходили XXIX Ганзейские дни. После чего и возник интерес к мастерству средневековых кожевенников. Итогом исследования стала как представленная коллекция, так и научно-методическое издание «А обут он в сапоги узорчатые».
–      Надеюсь, моя работа будет интересна археологам, историкам,  дизайнерам. Членам клубов исторической реконструкции — тоже. Но в первую очередь, всё изученное и сделанное было интересно мне самой, – говорит Ольга.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)