Зов родительских чувств

16.04.2015

Статистика свидетельствует: лишь менее полутора процентов родителей, лишённых прав, восстанавливают их со временем. И Великий Новгород — не исключение.

Зов родительских чувств 1Говорят, что мама и ребенок всю жизнь связаны невидимой пуповиной. И в какой-то момент  эта связь настойчиво начинает напоминать о себе, не давая покоя ни родителю, ни ребенку. Правда, так случается не у всех.

Председатель городского комитета по опеке и попечительству Елена Селина приводит в пример недавнюю историю.
16 лет назад молодая мама оставила в роддоме ребенка. Сейчас у нее растет еще один ребенок, но она часто думает о том, первом. Что с ним? Твердит, что если он в семье, усыновлен, то больше ничего не спросит. Главное, что у него все хорошо. А если в госучреждении, то мечтает забрать в свою семью.
И вдруг выяснилось, что именно сейчас, когда биологическую маму что-то толкало на поиски брошенного много лет назад ребенка, ее выросшее дитя тоже «бунтовало». Шел процесс отмены усыновления именно этого ребенка. Мальчику исполнилось 16 лет, у него «стал портиться характер», он перестал слушаться свою маму, с которой «душа в душу» прожил 16 лет, и усыновительница (чего только стоило ей это решение!) стала от сына отказываться. Что за мифическое совпадение? Зов родной крови?
Опека не имеет права на разглашение каких-либо сведений о ребенке биологическим родителям, если нет согласия опекуна. Правда, мальчик уже оказался в центре «Подросток», все переговоры шли через психологов и воспитателей госучреждения. В конце концов встреча родных людей состоялась. Было невыносимо тяжело: суды, отмена усыновления. И если бы не помощь психологов…
Но прошло время, сейчас сын одинаково принимает обеих мам, мама-усыновительница и мама биологическая общаются, помогают растить внука. А больше всего, говорят, счастлив малыш, ведь у него ТРИ бабушки!
–     В 2014 г. в родительских правах восстановился всего 1 человек (за год было лишено прав порядка 40 родителей), –  говорит специалист комитета Светлана Смирнова. – Почему так мало? Тут и незнание, что права можно вернуть, и бездеятельность в решении вопроса, которую «бывшие» объясняют, что не знают, с чего начать, и, конечно, неготовность воспитывать ребенка.
Процесс непростой, соглашаются специалисты. Ведь прежде чем обращаться в суд родителям нужно восстановить свой статус: устроиться на работу, улучшить условия проживания, освободиться от зависимости. Трудно работать с человеком, который постоянно находится в состоянии алкогольного опьянения.
Но если есть самое главное — желание «бывшего» родителя, то можно начинать процесс восстановления его родительских прав. И городской отдел опеки всегда готов оказать информационную услугу. Специалисты опеки уверены, что не может быть «абсолютно плохого родителя», всегда можно найти то, на чем можно строить работу, и всячески помогают встать оступившимся на путь воссоединения семьи. Мне рассказали, что с некоторыми мамами они даже вместе ищут работу, занимают очередь в Центр занятости, помогают налаживать быт.
Когда ребенок растет в семье (под опекой, усыновлен), у него редко возникает потребность узнать о кровных родителях, но это всегда волнует детдомовских: «Почему я здесь? Что с родителями?» Если вам случалось бывать в детском доме, то, наверно, видели, что любого чужого дядю или тётю они воспринимают как родителей, а малыши  посмелее даже спрашивают, заглядывая в глаза: «Вы моя мама? Вы за мной пришли?» К сожалению (или к счастью), какими бы замечательными ни были детские дома, где воспитанникам сытно и тепло, ребенок всегда хочет к маме, какой бы она ни была «непутевой» с точки зрения общества.
В прошлом году в комитет по опеке и попечительству обратились две мамы с просьбой помочь восстановить родительские права, потом еще три. «Это хорошая тенденция», – говорит руководитель комитета Елена Селина.
И все же, оставляя эмоциональную сторону вопроса, специалисты серьезно, может, даже придирчиво, подходят к желанию родителей. Что толкает их на эти поступки? Стыд перед людьми? Обязательства перед собой? Статус перед новым супругом? Бывает, бабушка-опекун умирает и у мамы возникает вопрос: как вернуть права? Но ведь случается, что, родив еще ребенка, мама вспоминает о первом, брошенном, чтобы получить материнский капитал…
В 2013 году в Великом Новгороде было 47 лишений родительских прав, в 2014-м — 30, а главное, стало больше обращений по восстановлению родительских прав, говорит Елена Селина. И это радует.

За 2014 год в Великом Новгороде выявлено 86 детей-сирот, 75 из них устроены на воспитание в семьи. Это самый высокий показатель за последние 6 лет.
Из всех форм устройства детей-сирот преимущественной в городе является приемная семья. За 2014 г. подготовку прошли 84 кандидата в приемные родители.

Антонина СМИРНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.