«Ах, как хочется жить…»

23.04.2015

Эта улица, протяженностью 400 м, проходит параллельно ул. Троицкой от ул. Обороны, вала Окольного города и ручья Осоковец до ул. Орловская и Петровского кладбища. Образована она после Великой Отечественной, застроена частными домами и называлась Юрьевской. Решением Новгорисполкома (1964г.) переименована в честь комсомолки-разведчицы Зои Кругловой.

«Ах, как хочется жить...» 1«Ах, как хочется жить...» 3Зоя родилась 24 апреля 1923 г. в Мошенском. Она хорошо пела. Знала немецкий язык. Писала стихи. Впереди, казалось, у нее долгая интересная жизнь.
Но случилось по-другому. С первых дней войны Зоя рыла траншеи, принимала эвакуированных из Ленинграда детей, обучала население правилам ПВО и училась на курсах медсестер. Осенью 1941-го ее зачислили санитаркой в 145-й истребительный батальон, и вскоре она стала разведчицей Северо-Западного фронта.
Зимой 1941 г. Зою Круглову вместе с Аней Дмитриевой и радисткой Паней Морозовой командование направило в тыл врага – в Псковскую область. Зоя выдавала себя за немку Байгер, отца которой якобы расстреляли большевики. Знание языка, умение держаться помогали ей собирать сведения о посадочных площадках для самолетов, о численности гарнизонов, о передвижении эшелонов. Сведения передавались в штаб по рации.
В мае 1942 г. у разведчиц испортилась рация. Зоя пошла через линию фронта сама. Едва не попав в руки фашистов, доставила сведения в часть. После короткого отпуска она вместе с новой радисткой Зинаидой Байковой была заброшена в район г. Остров Псковской области. Там установили связь с подпольщиками. Передали четыре радиограммы.
Гестапо напало на след разведчиц в начале 1943-го. Круглову и Байкову арестовали. О том, что пришлось вынести Зое Кругловой, говорит ее последнее письмо родным, которое удалось передать на волю.
«Ах, как хочется жить...» 5«Здравствуйте, дорогие мои родители – папочка, мамочка, дорогие сестрички Валечка, Панечка, Шура и дорогой братишка Боречка. Пишу я, милые, вам из тюрьмы последний раз. Получите письмо после моей смерти.
Милые мои, вот уже год, как вы обо мне ничего не получали, никакой весточки, это время я скиталась, но о вас не забывала. Меня в феврале арестовали, и я два с половиной месяца сидела в одиночной камере в тюрьме. Каждый день ожидала расстрела. Мамочка, мне было очень тяжело, но я перенесла все это. Меня отправили в лагерь в Псков, там я пробыла два месяца и сбежала, попала к своим. Меня снова послали с заданием, и я снова в этой же тюрьме – вот уже второй месяц. Меня били палками по голове. Жду расстрела, о жизни уже больше не думаю, хотя, милые мои, мне очень хочется немножко пожить ради того, чтобы увидеть вас, крепко обнять и выплакать на твоей груди, мамочка, все свое горе… В тюрьме я часто пою песни, а тюрьма вся слушает…
Милые мои, обо мне вам расскажут другие девушки, если они будут живы… Еще раз прошу – только не плачьте, не тоскуйте. Мой последний привет тете Лизе, дяде Ване, Лене Алмазовой, всем, всем моим подругам, друзьям, родным и знакомым. Целую всех крепко, крепко. Прощайте навсегда.
Труп мой будет в г. Острове за тюрьмой, у дороги. Будет надето, мамочка, мое шерстяное черное платье, теперь оно выгорело, и тобой купленная трикотажная красная кофточка, русские сапоги. Ваша дочь Зоя. Прощайте, прощайте…»
(Из сборника «Письма с огненного рубежа (1941-1945)», Лениздат, 1992 г.)
Зою Круглову расстреляли на рассвете 9 сентября 1943 г. вместе с островскими подпольщиками Людмилой Филипповой, Олегом Серебренниковым, Львом Судаковым и Александром Митрофановым на 7-м км от города, чуть в стороне от шоссе Остров – Палкино. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
«Я раньше любила волю, свободу, простор, поэтому мне очень трудно привыкнуть к неволе. А имя Зоя в переводе с греческого языка и есть жизнь.
Ах, как хочется жить, жить…
Зоя Байгер (Круглова)»
(Надпись, сделанная Зоей в камере №23 тюрьмы г. Острова, опубликована в газете «Комсомольская правда» 11 октября 1945 г.)

Антонина СМИРНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.