Выйти из комнаты за 60 минут

«Побег из тюрьмы», «Назад в СССР» – эти игры в реальности всё больше набирают популярность в нашем городе.

В декабре 2014 года три компании открыли в Великом Новгороде четыре локации-квеста, в ближайшие дни они откроют еще как минимум две комнаты-игры. В чем популярность такого вида развлечения и такого бизнеса?

Рынку квестовых развлечений, говорят специалисты, всего чуть больше года – первые подобные квесты появились в США в конце 2013 г. И практически сразу пошли шагать по планете. К нам мода на игры в реальности пришла из Санкт-Петербурга.
Артем Виницкий и Егор Широченков в декабре минувшего года открыли первый квест в городе. Один по образованию юрист, второй вот-вот получит диплом психолога, они оба играли несколько лет в КВН, вели вечера и свадьбы. И неудивительно, что, побывав в одном из квестов Питера, задумали организовать подобное в Новгороде.
– Мы сразу решили, что первая игра будет «Назад в СССР», потому что это интересно всем, – говорит Артем. – Так и оказалось – приходят на игру и дети, и люди старшего возраста.
Сюжет игры таков: 29 октября 1981 года простой советский гражданин исчез из своей квартиры. Осталось только письмо его возлюбленной, из которого можно узнать интригующие подробности… Оказавшись в комнате, обставленной предметами и вещами 80-х годов, игроки должны найти разгадку исчезновения ничем не примечательного гражданина.
На поиск и обустройство помещения, сбор антуража, разработку сценария ушло около двух месяцев. Мебель, посуду и прочие предметы быта того времени «искали у бабушек». Многие задачи для игроков возникали уже после наполнения комнаты предметами интерьера.
Вскоре за первым квестом там же открыли второй – «Тайна профессора». Здесь задача игроков – найти в кабинете профессора сейф с секретной вакциной, чтобы спасти человечество.
За четыре месяца через две игры прошло около 400 команд, от 2 до 5 человек каждая. И далеко не каждая команда находит решение задачи.
– Здесь многое зависит от внимательности, сообразительности, от настроя на игру, – говорит Егор. – Где-то надо просто посидеть подумать вместе. Многие выходят и говорят: «Спасибо, что мы смогли напрячь свои мозги».
– Сейчас очень многое компьютеризировано, даже спортивные игры. А квест – движение в обратную сторону, от компьютера в реальность, – объясняет причины популярности развлечения Артем. – Игра дает возможность пережить то, чего нет в реальной жизни. Люди попадают в ситуации, которые они видели в фильмах, и это привлекает.
Развитие этого бизнеса, считают наши собеседники, возможно  только в сторону открытия новых локаций-квестов, потому как, пройдя одну игру, азартный человек захочет опробовать новый сюжет. В планах ребят около десяти квестов – уже почти готовых, на уровне сценария или идеи. Они обещают, что еще в двух сюжетах найдет продолжение история пропавшего гражданина Леонида Пархомова из 80-х, будут игры для любителей детективов и ужастиков (но все это – только игра!). Ближайшие квесты будут реализованы в сотрудничестве с другими предпринимателями, работающими в сфере развлечений и гостеприимства.
Еще одно направление развития – продажа франшизы. Этим Егор и Артем тоже занимаются.
Вторую территорию игры в нашем городе – под названием «Взаперти» – открыл в начале января Семен Калмыков и его партнеры. Подвал жилого дома на Большой Санкт-Петербургской переоборудован в тюремную камеру: решетка на двери, подвесные нары с матрасом, черные стены, наручники... Задача игроков – в течение 60 минут решить цепочку загадок и выбраться из заключения.
Толчком для открытия квеста в Новгороде для Семена тоже стал собственный игровой опыт в Санкт-Петербурге. Тем более в то время он как раз искал идею для открытия бизнеса.
– Сначала нам тоже казалось: за что платить деньги? – рассказывает Семен. – Но сходили в один квест в Питере, впечатлились и поняли: есть за что.
– За что?
– За эмоции, которые нигде нельзя получить. Вряд ли большинство из горожан окажется в тюрьме (смеется). Но при этом в нашей игре нет ничего криминального, опасного. Единственный раздражитель – сигнализация. Как ее отключить – первая задачка. Игроки быстро справляются и вздыхают с облегчением, думают дальше.
Первоначальные вложения в проект, по подсчетам Семена, около 150 тыс. руб. Многое пришлось делать самому, вместе  с родными и друзьями. Иногда потому, что приглашенные специалисты просто не умели решать нестандартные задачи, объясняет Семен. Так, электрик, способный смонтировать задачку на сообразительность, нашелся только с четвертого раза. Зато теперь задание понимает с полуслова.
Сейчас на территории «Взаперти» идут тестовые игры и доработка второго квеста – по мотивам фильма-триллера «Пила». Там будет возможность игры двумя командами с выходом на общий результат.
«Командные» квесты, в которых команды игроков соревнуются между собой, — это, по мнению Семена, одно из направлений, в котором следует эволюционировать.
...Это просто игра! На которую есть спрос.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)