Без помпезного антуража

За два часа прямого эфира на интернет-портале «Новгород.ру» мэр Юрий Бобрышев ответил более чем на полсотни вопросов.

Без начальственных кабинетов и музейных залов, без десятков метров кабелей, камер, пультов, режиссеров — в небольшой студии одного из крупнейших региональных интернет-порталов «Новгород.ру» два часа напрямую общался с новгородцами мэр Юрий Бобрышев. Да и к чему помпезный антураж, если разговор прямой, честный и откровенный.

Опыт общения через глобальную Сеть первый не только для градоначальника  – подобных прецедентов за нашей властью до сих пор не замечалось. Меж тем площадка весьма востребованная. Пожалуй, нигде больше так много, открыто и, подчас, крайне жестко эта самая власть и все аспекты жизни не обсуждаются. Может, поэтому чиновники общения в Интернете и сторонятся? Говоря языком интернет-форумов — мэру отдельный «респект» за смелость в освоении новой информационной «территории». Заметим, сам эфир прошел без каких-либо технических накладок, ведущая — журналистка Ирина Мордасова — была предельно аккуратна, «удобных» подсказок от нее ни разу не прозвучало.
Еще одна привлекательная сторона такого варианта общения – доступность. Буквально за три дня на сайт поступило 58 предварительных вопросов. Ни один модераторами удален не был, хотя попадались и очень нелицеприятные. Непосредственно в ходе эфира поступило еще почти 80 вопросов (причем не только из Новгорода, но и из Санкт-Петербурга), в студии прозвучал десяток звонков. Конечно, ответить на все за отведенные два часа просто невозможно, но мэр постарался высказать свою позицию по основным темам. Диалог с людьми неким «монологом с...» не подменили, разговор получился честный. Будем надеяться, с продолжением.
Мы публикуем сокращенный вариант ответов Юрия Бобрышева (всего он ответил более чем на 50 вопросов), полностью запись прямого эфира с мэром см. на интернет-портале «Новгород.ру» (www.novgorod.ru), она также продублирована на YouTube.

Про дороги

Очень болезненная тема. Хотя когда говорят, что нет ни одной нормальной дороги, – я с этим не согласен. Но много ям, выбоин, это так. Смотрите, с 2008 г. были отремонтированы центральные улицы города, ул. Октябрьская, Колмовская набережная – все они до сих пор в хорошем состоянии. Хотя их необходимо снова ремонтировать, потому что гарантийный срок – 5 лет – вышел. И мы уже снова должны вкладывать деньги. И если в 2008-2009-м на два года было заложено более миллиарда рублей, то уже в прошлом мы имели всего 200 млн. В этом году на все дела – 60 млн руб. Да, экономим. Вместо того, чтобы сделать одну дорогу на пять лет, делаем две, но на два года.
Вообще, чтобы на территории области содержать дороги в порядке, необходимо 15 млрд руб. в год, у области на это всего 3 млрд. В Великом Новгороде требуется порядка 500 млн руб. на ремонт и 100 млн на содержание, не считая строительства новых дорог. Если сейчас считать, то надо  300 млн руб. на капремонт Колмовского моста, 200 млн – на виадук на проспекте Корсунова и т.д. Но у нас всего, повторюсь, около 60 млн руб.
Улицу Связи мы обязательно доделаем в этом году и Сырковское шоссе тоже. Вот говорят, что «рога и копыта выходят на конкурсы». Да, к сожалению, есть такое. На конкурсы по ремонту дорог выходят все, кому не лень, и называют цену более низкую, чем в документации, выходят, не скрою, проходимцы. Мы потихоньку их отсеиваем, и уже приходят те компании, которые могут  нормально работать, например ЗАО «СМУ-57».
Что касается ремонта на железнодорожном переезде на Нехинской, то дистанция пути обещала сделать все до 1 апреля. Сейчас клянутся, что сделают до 1 мая. Посмотрим.

Про троллейбусы

Экологически чистый транспорт очень нужен. Я трепетно отношусь к троллейбусу – это другой статус города. Однако на сегодняшний день полномочия по обеспечению транспортного движения в городе перешли на уровень области. И сегодня не в мэрии принимают решения, оставить троллейбусы или закрыть. Да, троллейбусы убыточные. Но есть какие-то виды движения, которые всегда убыточные, это надо просто-напросто предусматривать в бюджете. Конечно, я как мэр буду стараться, чтобы троллейбусы в городе остались.

Про набережную Александра Невского

Мы очень рассчитывали на строительство набережной Александра Невского возле гостиницы «Россия», в проектную документацию город вложил около 50 млн руб. И мы почти получили 700 млн руб. на строительство, но из-за кризиса все затормозилось. Но все же надеемся, что набережная в конечном итоге будет.
Что касается бани на набережной, да, мы не хотели ее продавать. Но после того, как увидели заключение специалистов о ее состоянии... Продали, но с обременением, что там может быть только баня, опять же. Для реконструкции хозяевам необходимо много согласований. Работ сейчас нет, вроде, ее снова перепродать хотят. Но обременение, заверяю, останется – там будет только баня.

Про «пыльные бури»

Недавно я был в трех областных центрах и скажу так – у нас на порядок лучше. Да и все гости города это говорят. Давайте честно – такие «бури» впервые за несколько лет. И были в других городах, не только в Новгороде. Есть ведь объективные вещи. Снега в этом году было мало, но песок из-за гололедицы сыпали, как обычно. Если раньше песок вывозили вместе со снегом, то в этом году снег растаял быстро, а песок остался. Не хочу оправдываться, но люди старались сделать максимально возможное в этих условиях, убрать ведь за несколько дней столько песка невозможно.

О мусоре и благоустройстве

Полностью поддерживаю идею раздельного сбора мусора. Кстати, ведь у Спецавтохозяйства была сортировочная линия, в шесть раз уменьшался объем мусора, вывозимого на полигон ТБО. Но конкурирующая фирма подала в суд и, что удивительно, суд выиграла. Теперь мусор никто не сортирует. Но мы вносим изменения в правила благоустройства, одним из пунктов идет отдельный сбор и хранение мусора. Уже в некоторых микрорайонах пытаемся это внедрять. Думаю, это вопрос ближайшей перспективы. Мы обязательно будем этим заниматься и уже занимаемся.
Хороший вопрос прозвучал, кстати, о посадке новых деревьев, в том числе в центре города. Так вот, в этом году мы планируем высадить около 1 тыс. деревьев, подумаем и о посадках на улице Газон.

Про детсады

Совершенно согласен, у нас не все детсады в хорошем состоянии. Но смотрите сами. В 2009 г. на ремонты детсадов было заложено 9,8 млн руб., в 2010 – уже 18 млн руб., в 2014 – 116 млн руб. То есть – делали и будем делать. Увы, не все сразу.
Конечно, город нуждается в новых детсадах и школах. В этом году мы надеемся войти в федеральную программу и построить детсад и школу в микрорайоне «Ивушки». Надо строить в Псковском микрорайоне (место уже отведено, возле строящегося ФОКа), в Северном микрорайоне. В рамках модернизации в этом году планируем создать более 300 дополнительных мест в детсадах.


Про заслуги и просчеты

Главная наша проблема – подбор кадров. Очень сложно людей подбирать. Энтузиастов, готовых идти работать на нынешние зарплаты в мэрии, особо нет.
Изменения, которые происходят в муниципальном управлении, переход на новую систему организации муниципальной власти – более глубокие, чем это представлялось ранее. Я полагал, что Великий Новгород более демократичный город, думал, Дума, избранная горожанами, меньше будет заниматься вопросами несвойственными, то есть политикой, а больше заниматься вопросами города. Считал, что мэрия и городская Дума должны заниматься одним – проблемами горожан. И прилагать все усилия, чтобы решать эти проблемы. Не предусмотрел, что может быть и по-другому, это мой просчет.
В нынешней ситуации либо мы должны договориться и работать вместе, либо дать возможность поработать другим. И не стоит забывать, что здесь очень важно мнение новгородцев.
За что меня будут с благодарностью потом вспоминать? Спасибо, конечно, за вопрос, но можно я не буду на него отвечать. Пусть люди сами, когда придет срок, скажут о моих заслугах.

Анна БОЧАРОВА (фото)