Ай да Пушкинская, ай да…

07.05.2015

Новая необычная выставка скоро пройдёт в Великом Новгороде.

Ай да Пушкинская, ай да… 1Это случилось 25 лет назад. Три художника – Сергей Ковальский, Юлий Рыбаков и Евгений Орлов – после какого-то вернисажа забрели на Пушкинскую улицу в районе Московского вокзала и присели на скамеечку возле памятника Пушкину.

Как это принято у художников, разговаривали о горьких судьбах русского искусства, о недостатке в Ленинграде творческих мастерских и о прочих вечных вещах. Меланхолично попивали портвейн. Вдруг сверху голос: «Господа художники! Хватит жаловаться, смотрите – вот то место, где вам жить и работать…». Подняв головы, увидели, что это Пушкин указывает им на дом, который выдавался из общего строя домов, как корабль, готовый к плаванью. Как Ковчег. И когда наши художники вошли туда, то явственно услышали скрип снастей.
Но это были не снасти. Дом, построенный в 1879 г., был поставлен на капремонт, пустовал и, поскрипывая, жаловался на судьбу – ведь задумывался он как художественно-прикладное училище, а вот уже десятки лет влачил жалкое коммунальное существование.
Александру Сергеевичу легко сказать, а ведь надо было изменить саму судьбу, переменить участь. О сквотах тогда почти ничего не знали. Слышали, конечно, о знаменитом Бато-Лавуар, бараке бывшей фабрики пианино, за внешнее сходство с баржами, на которых стирали бельё, прозванного «плавучей прачечной» (а водопроводный кран, между тем, был один на 5 этажей). Там работало много, ставших впоследствии знаменитыми, художников, включая Пикассо и Модильяни. Слышали об «Улье», разборном павильоне бордоских вин с Всемирной выставки 1900 г., где обосновались сотни художников, поскольку месячная оплата равнялась цене двух недорогих обедов. Слышали и о Христиании в Копенгагене, о Леонкавалло в Милане, и о многих других, поскольку муниципалитеты, как правило, стремились переоборудовать заброшенные здания в творческие мастерские. Да и в самом Ленинграде тогда художники занимали иногда явочным порядком подвалы и чердаки, но здесь было 13,5 тысячи квадратных метров в центре города. Но, как говорили тогда, «процесс пошёл».
Семь библейских лет продолжалась эта борьба. Читатель легко представит себе отключение света и тепла, хитрые наезды властей и грубые «подозрительных личностей». Важен итог: непризнанная художественная коммуна, существовавшая в рамках Товарищества экспериментального искусства, превратилась… Впрочем, это в сказках превращаются, здесь не скоро дело делалось, но была целенаправленная и упорная работа по созданию культурного центра – «Ковчега XXI века».
Я был там в начале 1990-х. Атмосфера Дома оказалась настолько необычной, что дух захватывало. Во дворе на небольшом костре кто-то готовил еду, рядом стояла старенькая солдатская кухня. В первом же подъезде Дома я насчитал с десяток издательств: детских, периодических, просто издательств, но разрабатывающих грандиозные планы. Мастерские не закрывались, работали в открытом режиме (их было около сотни). Театры и перформанс-группы, галереи, офис Общественного комитета содействия сооружению Храма любви, мира и музыки имени Джона Леннона (его имя получила единственная улица Дома). Музыканты, а среди них Бутусов, Шевчук, Гребенщиков, тоже находили там приют. Во дворе, кстати, проходил непрекращающийся с 11 до 22 рок-концерт. Выяснилось, что в Доме зарегистрирована первая в России общественная организация помощи бездомным – фонд «Ночлежка», а первая в истории человечества художественная выставка на космической орбите тоже была устроена силами художников Дома и космонавта Александра Баландина. Вот так и вышло, что в 1995 году «Ковчег XXI века» был признан одним из крупнейших и наиболее интересных центров Европы. Теперь с Пушкинской, 10 (такое название прилепилось к Дому) могло справиться только Время, ведь Ковчег не может плыть вечно, к какому-никакому, а Арарату надо приставать.
Сегодня с Пушкинской по-прежнему уходят поезда на Кубу, но уже солидно работают большие выставочные залы (количество выставок давно перевалило за 500), принимают посетителей Музей канцелярской кнопки и Мышеловка современного искусства. 7 галерей, 13 музыкальных студий, детский театр «Вампука», галерея истории Самиздата, издательство «Петрополь», продюсерский центр «Стоп Тайм» и много чего ещё есть в этом Доме. И для уже известных музыкантов и художников, и для начинающих. Уж про то, как ценны именно начинающие, на Пушкинской знают лучше, чем где-либо.
Но нам сейчас важно, что там существует Музей нонконформистского искусства. В нём давно и внимательно изучают современное искусство и собирают работы тех художников, которые вынуждены были уехать или ушли из жизни. Художников-нонконформистов, т.е. тех, кто работал исходя из собственного понимания искусства, даже если оно не совпадало с мнением большинства. Вопреки принципу демократического централизма, часто так бывает, что большинство, в итоге, оказывается не правым. Часть этой огромной коллекции будет показана в Новгородском центре современного искусства (КЦ «Диалог»). Вернисаж – 15 мая в 18.00. Попробуйте посетить Пушкинскую, 10 в Великом Новгороде.

Сергей ПУХАЧЁВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.