Мифы и вера Веры Коневой

Как говорится, «сказка ложь, да в ней намёк...» – историю Руси можно познать через творчество.

Вот уже почти двадцать лет Вера Конева рассказывает детям древнерусские мифы и сказки с помощью ...глины. Она учит детей лепить из глины деревья и животных, героев славянской мифологии, копии древних амулетов… И помогает ребенку не только познать историю и культуру страны — стать художником и творцом.

Вера родилась и выросла на Дворцовой улице Великого Новгорода. Училась в школе №4 (ныне гимназия №1). Именно оттуда, из школы, интерес к истории вообще и древнерусской в частности. «У нас была замечательная учительница истории, влюбленная в предмет, особенно историю Древней Руси до 14 века, и эту любовь передавала нам».
Изучая позднее историю, археологию, роясь в архивах, библиотеках и культурных слоях археологических раскопов, штудируя труды славяноведов и этнографов, Вера Конева изумлялась: как мало мы, оказывается, знаем до-христианскую Русь.
– Сегодня дети часто знают героев зарубежных сказок и, к сожалению, практически не знают наши русские сказки, славянскую мифологию, – говорит Вера Павловна. – А это богатейший материал для познания истории и культуры! …Вот вы знаете, почему часто, особенно в детстве, мы говорим: «Чур, на тебя!» или «Чур, моё»?
Стыжусь – не знаю.
Оказывается, в старину был такой хитрый, озорной божок Чур, или, как его ласково называли, Чурич. В переводе со старого праславянского языка – деревянный старичок, чурочка.
Она увлекается и рассказывает про Чурича, про сурового банного духа Баенника, который живет в баньке под полком, про Домового и его жену Шишимору, про Святобора — одного из верховных лесных владык в славянской мифологии, про Стратим-птицу – «мати всех птиц».
Рассказчица Вера Павловна изумительная. Почему наши предки украшали крыши домов коньком — вырезанной из дерева фигурой в виде конской головы, а на двери прибивали подкову? На счастье? «Защищали дом от нечисти. Хотя это и есть счастье». Как появился такой известный сказочный персонаж, как Баба-Яга? И тому есть объяснение в славянской мифологии.
Вера Конева уверена: в мифологических образах и сюжетах закодированы события далекого прошлого. Ее ученики – ребята из студии «Мир глиняной игрушки» школы искусств творческого центра «Визит» вместе с преподавателем ищут ответ на вопрос: почему на амулете V века с изображением Матери-Лосихи (у древних славян она считалась покровительницей семейного очага и женской доли) ясно вырисовывается одежда в виде скафандра? Значит, еще в то время славяне знали о космосе намного больше, чем мы это представляем?
«Давайте пофантазируем, – предлагает педагог детям. – А может, не раз и не два гибли цивилизации, и жизнь начиналась вновь, с Адама и Евы?» И они пытаются представить, как рассказать древнему человеку, который никогда не видел телевизора, что это за чудо такое. Может, оттуда в сказках этот образ: «Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку, да покажи мне страны заморские...»?
От страсти к славянской мифологии возник и интерес к скульптуре малых форм – ее корни уходят в глубокую древность, в первобытную культуру. Конева изучила и возродила древний метод обжига – лощеное томление, который использовали северные славяне. «Этот метод позволяет манипулировать цветом без единой краски. Все работы выполняются вручную без гончарного круга, без штамповки и литья».
Детские ушки слушают, а пальчики лепят — избушку на курьих ножках, коня с двумя головами... «Почему у коня две головы?» – «Мне так захотелось».
– Дети не должны копировать мои или чьи-то другие работы — они творят свое видение, – говорит Вера Павловна. – Вот сейчас этой группе дано задание — сделать композицию, два ключевых слова к ней — шкатулка и какое-то животное.
Десятилетняя Эмилия лепит шкатулку в виде большого грибка со съемной шляпкой. Под грибком лежит заяц, объевшийся морковки. Шкатулка уже готова, фигурка зайца тоже, девочка работает над мордочкой косого обжоры. Почему вдруг объевшийся заяц? Девочка пожимает плечами: «Я так придумала».
В школе искусств творческого центра «Визит» Вера Павловна работает с 2011 года. Младших учеников Вера Павловна обучает элементарным видам лепки, а дети постарше учатся более сложным техникам лепки, осваивают различные процессы моделирования глины, декорирования поверхности изделий и способы обжига глиняных изделий.
– Очень грамотный и творческий педагог. Девчонки и мальчишки с огромным интересом и увлечением занимаются на уроках лепки, – говорит директор гимназии №3 Александр Жмурко. – Вера Павловна помогает каждому ребенку отыскать свой индивидуальный творческий подход к поставленной задаче.
«Дети пищат от восторга. Их не вытащить из этой студии!» – отзываются мамы.
– Я верю в сказки, в древние верования. И очень хотела бы, чтобы дети и взрослые знали и любили нашу древнерусскую культуру, – говорит Вера Конева.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)