Вкус времени

Стоять в очереди. Ночью. Для чего?

Ночь с 16 на 17 мая музеи по всей России жили по-особенному. Открыто. Празднично. Многолюдно. С сюрпризами и подарками. Ежегодная культурная акция «Ночь музеев» в Новгородском  музее-заповеднике была особенной вдвойне.

У входа в здание Присутственных мест – волонтеры: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. С праздником!» – «С каким?» – «Так 150 лет Новгородскому музею! Написано же». Люди улыбаются, заходят. «Ребята, а вы студенты? Как вы попали в волонтеры?» – «Да, мы медики, здесь еще много ребят с нашего потока. Увидели объявление и решили подработать. Здесь интересно!»
А внутри встречает харизматичный истопник, «образование 2 класса», Владимир Варнаев. Научил, какого чиновника именовать «Ваше благородие», а какого – «Ваше превосходительство». Заодно рассказал по секрету, как А.И. Герцен, находясь в ссылке в Новгороде, «остановил жизнь целой губернии», не выполняя свою работу в «стаци.. стысцичском» комитете. В следующем зале все перенеслись в год 1865, в тот момент, когда Николай Гаврилович Богословский был пожалован 500 рублями на открытие Музея древностей.
«Чем вы чаще занимаетесь – консервацией или консервированием?». «Схожа ли ваша работа с профессией зубного врача?». За ширмой в Музее изобразительных искусств прятался герой «свидания вслепую...с музейной профессией». Отгадав его профессию, гости получали рассказ от первого лица о музейной работе и ее секретах. И вот обаятельная хранительница фонда фарфора и стекла достает две припрятанные среди экспонатов тарелочки: «А вы знаете, как отличить фарфор от фаянса?». 
Хит этой ночи, судя по неуменьшающейся очереди, – Грановитая палата. Узкая лестница, подвал, кроваво-красные окна и легенда о царе Иване Грозном, тревожная музыка и новшество – песочная анимация. Страшно? Интересно. У Детского музейного центра – новый арт-объект «Грамота Онфима» от скульптора по металлу Вячеслава Смирнова, ходули, хороводы, народные игры. Колхозные гармошка и балалайка у Лихудова корпуса и дружное девичье «А мне милый изменил...».  Куры, гуси, конь. Селфи с козой: «Эй, коза, почему ты не смотришь в камеру?!». Катя и Лиза, мама и дочка: «Нас записали в колхоз «Рассвет», и мы купили облигацию за 5 рублей». «А еще я взяла на руки кролика и загадала желание». «И подержали в руках винтовку Мосина, мой ученик ей бредит, теперь и я знаю, что это. Тяжелая она». У Дворцовой башни и у башни Кокуй – тема  Великой Отечественной войны: историческая реконструкция, солдатская каша, песни военных лет.
А почему все это ночью? Я вспомнила детство. Тогда казалось, что когда все спят, игрушки и предметы оживают, разговаривают, двигаются. Когда ночью оживает музей, есть шанс, что во взрослых тоже проснется что-то из детства, искреннее, открытое, настоящее.
Время тянется, идет, бежит или летит, лечит или оставляет раны. Время? Или человек, который его проживает?
Две старшеклассницы выходили вместе со мной из Дворянского собрания. Мне интересно: «Вам понравилось?» – «О, это не выразить словами... Я не знаю, где я – то ли в Нарнии, то ли в Нирване... Эти произведения искусства. Люди не только смогли их сделать, но мы еще можем на них посмотреть через столько лет.. Кажется, что я ничего не умею и свою жизнь проживаю напрасно...».
Время что-то стирает безвозвратно, а что-то сохраняет. Почему? Возможно, потому что сохраняемое нужно для Жизни именно сейчас, в настоящем.

Между тем. Торжественное собрание, посвященное 150-летию Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, прошло в минувший понедельник в областной филармонии. «Cегодня трудно представить наш город и регион без музея-заповедника, без вашей работы по сохранению культурного и исторического наследия Новгородской земли. Развивая выставочную деятельность, реализуя научные, исследовательские и творческие проекты, вы открываете нам дорогу к истории своего города, края, страны, предоставляете всем жителям области возможность прикоснуться к непреходящим ценностям», – сказал в приветственном слове председатель Думы Великого Новгорода Владимир Тимофеев.
В этот же день состоялась торжественная церемония открытия Центра реставрации монументальной живописи в Антоново. На площади более 2 тыс. кв. метров размещены реставрационные мастерские, архив, научная библиотека, лаборатория для проведения мониторинга состояния памятников монументальной живописи, лаборатория физико-химических исследований и температурно-влажностного режима, предусмотрено открытое хранение фрагментов фресок.
В ходе торжеств были открыты юбилейная выставка «От Музея древностей к музею XXI века» и «Музейная почта», где провели спецгашение маркированных юбилейных конвертов. Кроме того, около сотни сотрудников музея-заповедника получили награды.

Анна БОЧАРОВА
Фото автора