Время выйти из зоны комфорта

«Наш личный эмоциональный опыт – это то зёрнышко, из которого произрастает любое искусство». 

Новгородский театр «Малый» живет в постоянном резонансе с обыденностью, уже 25 сезонов подряд он тянет зрителя к облакам. В юбилейный год  художественный руководитель театра, режиссер Надежда Алексеева вместе с труппой постарались создать максимальное количество  художественных поводов, чтобы взбудоражить новгородскую публику, и под занавес решили немного порефлексировать о том, что получилось.

– Поделитесь вашими впечатлениями от юбилейного сезона. Стала ли эта круглая дата  особенной для театра?
– Перед нами стоял выбор: либо пропустить это событие, сделать его формальным, или всё-таки остановиться и прощупать почву вокруг себя.  Мы попытались оглядеться, что есть театр для нас – не просто место, где мы представляем пьесу, а именно как дом, что есть публика, с которой мы работаем, какая она, от маленьких до взрослых зрителей, меняемся ли мы как театр. Мы начали этот сезон с различных художественных акций и решили идти до конца, пробовать все театральные формы работы со зрителем. Этот сезон принёс для нас очень много открытий, опыта, неожиданных результатов. То, что нам казалось довольно закрытым актом для взаимодействия, например, «Дискуссионный театр», обсуждение спектакля вместе со зрителями, на самом деле оказалось достаточно продуктивным. С тем сегментом публики, что оставался с нами после спектакля, получался действительно интересный, конструктивный разговор. Конечно, спектакль – это уже само по себе общение языком метафор, но диалог с публикой был очень полезен в плане получения человеческого опыта и с их, и с нашей стороны. Ведь наш личный эмоциональный опыт – это то зёрнышко, из которого произрастает любое искусство. 
– Этот год наверняка запомнится зрителю как год различных театральных экспериментов вне спектакля, раскрывающих театр с другой стороны: для малышей – очаровательная «Ходилка», а взрослые провели в  «Малом» целую ночь!
– Мы стремились и всегда стремимся показать театр как приключение, театр, который создаёт для зрителя другой мир. На пять часов поверить, что жизнь происходит именно так, из переходов тьмы в свет, прошлого в будущее. Наша задача – создать стиль жизни путешественника, не того, кто посещает много разных мест физически, но кто путешествует внутренне, нравственно.
– В таком случае, нельзя не поговорить о постановке «Легче лёгкого» из песен театра «Малый» разных лет, которой закрывали сезон.
– За 25 лет было поставлено больше 150 спектаклей, и выбирать что-то было мучительно! Зато в процессе отбора у нас появился повод задуматься, чего в нашем театре ещё не было. Мы поняли, что мы никогда не делали музыкальный спектакль в чистом виде. И была какая-то внутренняя уверенность, что у нас «непоющая» труппа. Стали собирать старые спектакли в одну цепочку, и оказалось, что мы, в общем-то, поём! Просто для этого нужен хороший повод. В «Легче лёгкого» есть нечто очень важное: актёры в нём учатся быть оркестром, отходить от солирования, работать ансамблем. Именно так  и создаётся команда, когда актёры ценят друг друга в каждой ноте.
– В юбилейном году «Малый» не только праздновал, но и поднимал в спектаклях по-настоящему серьёзные, сложные темы. Премьера «Ифигении-жертвы», несмотря на сюжет многовековой давности, получилась очень острой и злободневной. К юбилею Победы в репертуар вернулся «Дневник Анны Франк». Готов ли зритель к таким спектаклям?  
– «Ифигения» – абсолютная калька того, что происходит сейчас в мире. Мы в любом случае, как и всегда, ставим спектакли на те темы, которые нас волнуют. Хорошие пьесы о событиях, которые происходят сейчас, напишут лет через пятьдесят, но уже сейчас мы имеем хорошую пьесу древнегреческого драматурга Еврипида о Троянской войне. Мы постарались воплотить тот взрывной дух, что есть и в тексте Еврипида, как мир не меняется за тысячи и тысячи лет, и мы не можем одуматься и продолжаем войну. То же самое и с «Дневником Анны Франк». Сейчас, когда компьютерные игры очень реалистичны, бесполезно делать на сцене «экшн». Нужно попытаться донести до молодой аудитории, что война – это не танки, а жизнь обычной девочки, реальных людей, которые к этому не имеют никакого отношения. И перед тем, как пойти на возвращение этого спектакля в репертуар, две наши актрисы, Марина Вихрова и Кристина Машевская, ходили по школам и устраивали читки дневника Анны Франк. Без таких просветительских акций театру сложно жить, без них трудно установить диалог.
– Юбилейный сезон совпал со временем проведения 13 международного фестиваля «Царь-сказка». Как театру удалось найти силы и энергию на осуществление стольких идей?!
– Сейчас в связи с финансовым кризисом существовать культурным проектам  очень сложно, наблюдается апатия общества по отношению к культуре. Фестиваль получился немного иным, чем задумывался, но то, что фестиваль был – это уже много. Он сформировал очень правильный посыл – без агитации, все спектакли так или иначе были обыгрыванием каких-то гуманитарных тем. И театр остался с большим количеством культурных контактов.
– Кстати, о контактах. Только что вы вернулись из гастролей в Италии и, кажется, теперь ожидаете ответного визита из Европы?
– Мы вернулись из фестиваля в Равенне, надеюсь, у нас будет совместный актёрско-режиссёрский проект в будущем. Скоро к нам приедет режиссёр и художник из Риги. Мы в ожидании нового детского бестселлера «Кто сказал «мяу»?», это будет кукольный спектакль. Мы всегда были открыты самым разным формам, и чем больше различных форм театра мы представляем маленькому зрителю в самом начале его пути, тем больше он будет требовать потом от нас, это – наш стимул для развития. Уже начали репетировать спектакль по новелле Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» про мальчика-аутиста, про «другого». Это спектакль о том, готовы ли мы принимать в свой мир другого и понимать этот другой мир. Половина общества верит в существование НЛО, но готовы ли вы сосуществовать с теми, кто рядом, дарить им любовь?
– «Малый» театр всегда ждёт от зрителя соучастия, со-осмысления затронутой темы. Ставите ли вы перед собой задачу, какие-то воспитательные, назидательные задачи? 
– Театр не даёт советов – как жить, но даёт энергию жить. Он говорит о том, что мы должны быть сильны, должны быть постоянно готовы к прыжку, к движению вверх.

Татьяна ДАМРИНА