Право на недвижимость –  через интернет. Это реально

Региональное управление Росреестра: электронные госуслуги – это быстро и надёжно.

С 1 июня этого года зарегистрировать право на приобретенную квартиру, дом или землю можно «заочно», через электронный сервис Росреестра. Это не только удобно, надежно, но и выгодно — оплата госпошлины вместо 2 тыс. руб. составит всего 1,4 тыс руб.

Подробнее об электронных услугах, в том числе и этом новшестве — в интервью с заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Светланой ЛУГОВЦОВОЙ:
– Сегодня на интернет-сайте Росреестра (rosreestr.ru) доступны следующие услуги: постановка на государственный кадастровый учет недвижимости имущества, выдача сведений из ЕГРП, выдача сведений из государственного кадастра недвижимости. При помощи электронных сервисов можно также предварительно записаться на прием и выдачу документов, отследить статус своей заявки, получить справочную информацию об объектах недвижимости  в режиме он-лайн, включая кадастровую стоимость объекта недвижимости, получить сведения о кадастровом инженере  в госреестре кадастровых инженеров.
За прошлый год Управлением Росреестра по Новгородской области получено более 122 тыс. запросов о предоставлении сведений из госреестра о правах на недвижимость, 13 тыс. из них – через интернет. Преимущество использования интернета – экономия денег, экономия времени (не надо никуда отпрашиваться, не надо стоять в очереди), исключение влияния человеческого фактора. К тому же, в любой момент в компьютере можно увидеть, на какой стадии находится рассмотрение вашего обращения. Важно и то, что электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и на бумажном носителе, а по срокам получить его можно значительно быстрее и платить за эту услугу придется меньше.
– Давайте уточним, какую информацию люди могут получить с помощью интернета?
– Из Единого государственного реестра прав в электронном виде можно узнать собственника объекта недвижимости, убедиться перед покупкой квартиры в отсутствии арестов и других ограничений на выбранную вами недвижимость, получить справку о наличии или отсутствии собственности объектов недвижимости. Причем стоимость электронной услуги на 25% ниже, чем на бумажном носителе, а ответ можно получить уже в течение 5 дней любым из указанных заявителем способов: в офисе приема – выдачи документов, на электронную почту или почтой России.
– Это в отношении только граждан?
– Нет, конечно, электронные услуги Росреестра существенно сэкономят время и деньги юридическим лицам, и многие новгородские компании это уже апробировали и успешно пользуются. Потому что нормативный срок постановки на учет при подаче заявления в бумажном виде – 10 дней, а в электронном – всего 5 дней! Так, кадастровая выписка на бумаге стоит для юрлиц 1200 руб., а если он-лайн – 300 руб., то есть в 4 раза дешевле.
– Интересно, а органы власти всех уровней, наверняка, первыми освоили формат электронных услуг? Ведь как основные заказчики информации Росреестра они должны быть в ногу с прогрессом, чтобы экономить бюджетные деньги и оперативно решать вопросы граждан и хозяйствующих субъектов, предпринимателей.
– К сожалению, нет. Динамика обращений в электронном виде от органов муниципального уровня, регионального, федеральных территориальных структур, например, по такой услуге, как предоставление сведений по кадастру недвижимости, почти вдвое ниже, чем граждан. Управление Росреестра ставило этот вопрос на комиссии по качеству предоставления госуслуг при правительстве и видит в этом большой резерв. Это же важный резерв для оптимизации межведомственного взаимодействия, исключения коррупционных связей, тем более что информация для органов власти предоставляется бесплатно.
Электронные услуги – приоритетное направление в работе органов власти любого уровня. Перед Росреестром поставлена задача к 2018 году до 70% услуг оказывать через интернет, в электронном виде. Одно из новшеств, которое будет внедрено в ближайшее время, – с 1 июня  2015 г. на территории нашей области появится возможность подать заявление на государственную регистрацию прав в электронном виде. Пока сервис «Подать заявление на государственную регистрацию прав» уже работает в режиме опытной эксплуатации на территории Москвы и Московской области. Это оперативно – документы можно отсканировать и отправить через интернет, не выходя из дома или офиса, это быстро и надежно. И что еще стимулирует пользоваться этой услугой – госпошлина. Она платится в меньшем размере. Если регистрация права стоит 2 тыс. руб, то  через электронные ресурсы – 1,4 тыс. рублей.
– Светлана Валентиновна, не секрет, что значительная часть населения, особенно старшей возрастной группы, не умеет пользоваться компьютером и понятия не имеет, как заказать электронную услугу.
– Мы уже три года занимаемся популяризацией государственных электронных услуг. Любой может обратиться в офис Росреестра с просьбой научить его пользоваться интернет-услугами. Вся информация пошагово размещена на информационных стендах и на нашем сайте (www.to53.rosreestr.ru). Если человеку непонятно, приглашаем пройти в кабинет к тому или иному специалисту, и тот объясняет до тех пор, пока человек не освоит «путь» к электронной услуге. Так же и с федеральными структурами, органами власти налаживаем взаимодействие, с той лишь разницей, что берем в руки конкретный их запрос, полученный на бумажном носителе, идем к ним и объясняем, как ту же госуслугу, только быстрее, дешевле и с меньшими  издержками, получить в электронном виде. Кстати, буквально на днях по просьбе мэрии такие консультации по работе с новым сервисом прошли в комитете архитектуры и КУМИ.

Обратите внимание. Управление Росреестра по Новгородской области информирует о том, что постановку объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет можно осуществить одновременно с государственной регистрацией прав – в рамках «одного окна».
Граждане, воспользовавшиеся данной услугой, могут оформить документы в 2 обращения (подача документов на постановку объекта на государственный кадастровый учет и на государственную регистрацию прав и получение документов по результатам данных услуг – кадастрового паспорта объекта и свидетельства о государственной регистрации права), а не в четыре.
Если в заявлениях указать, что вы хотите получить документы по почте, то прийти надо будет только один раз, а спустя установленное время сходить на почту и получить готовый пакет документов.
Документы можно представить в офисы филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новгородской области, ГОАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Адреса и телефоны офисов можно найти в разделе «Офисы и приемные» на портале государственных услуг Росреестра (www.rosreestr.ru), на сайте Управления (www.to53.rosreestr.ru), на сайте МФЦ (www.mfc53.novreg.ru), на сайте кадастровой палаты (www.fkprf.ru).

Беседовала Светлана АНТОНОВА