Как люди воскресли

18.06.2015

Их объединила общая судьба, в которой сплелись война, батрачество на чужбине, послевоенная разруха.

Дети войны никогда не забудут о том времени. «Хоть и прошло 70 лет, а в памяти все осталось, как прежде», – пишет в редакцию «Новгорода» малолетний узник, а ныне ветеран труда завода «Волна», инвалид II группы Валентин Дмитриевич Чугунов. Ему было всего 4 года, и детские воспоминания о начале войны связаны с теплыми солнечными днями, когда в деревне стояла страдная пора и все колхозники были в поле.

«Вдруг налетели немецкие самолеты, они летели низко вдоль дороги по направлению к Ленинграду и стреляли зажигательными пулями по домам, – пишет Чугунов. – В тот день сгорело много домов, и наш тоже. Что-то спасти из имущества было некому, мать была в поле с колхозниками. Сгорело все. Пришлось жить в бабушкином доме, пока не было немцев.
Когда заняли деревню немцы, они согнали оставшихся жителей по 10-15 семей в дом, а остальные дома заняли солдаты. Молодых сельчан угнали в Германию, остальных, не успевших эвакуироваться, заставляли чистить от снега дороги, заготавливать дрова. Люди голодали, мерзли, немцы и испанцы из Голубой дивизии отбирали теплые вещи. Съели всех котов – это было у испанцев любимое блюдо».
Валентин Дмитриевич помнит, как потом всех согнали на станцию и куда-то повезли. Оказалось, в Латвию. Как делили деревенских по хуторам батрачить на хозяев за хлеб и воду. Работы досталось всем, даже он и его маленькая сестра пасли гусей. А когда освобождали хутор, это были наши танкисты, новгородцы рыдали от счастья. Семья вернулась в родную деревню Витка в 1945-м, но деревни не было: сгоревшие дома, немецкие блиндажи.
«Селились где только можно. Голодно было, но люди не падали духом. Начали поднимать колхоз, помаленьку отстраиваться, открыли школу, где учились, как могли, в одной комнате и старшие дети, и младшие. Вот так и воскресали люди от войны. И не дай бог пережить еще раз такое…»

Антонина СМИРНОВА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.